На днях свою работу прекратила одна из самых известных и активных инициатив связи с политзаключенными. Что теперь?
И почему?
«Причин несколько. В последнее время, уже больше полугода, мы не получаем ответов. Вообще. Это очень огорчает и ставит под сомнение смысл и полезность нашей работы. У тех, кто выходит на волю, мы интересуемся, получали ли они наши письма. И довольно часто оказывается, что не получали», – из того самого поста инициативы.
«Нам очень не хочется просто спонсировать белпочту и выкидывать в урну тысячи конвертов и писем, а также тратить деньги людей и время волонтеров»
Ко всему прочему, число волонтеров, имеющих смелость продолжать «экстремизм» в Мордоре, по понятным причинам уменьшается — в то время как число политзаключенных еженедельно растет уже третий месяц подряд. У ребят просто-напросто не хватает рук и ресурсов на оперативную обработку писем, как и на менеджмент разрастающихся задач. Представители инициативы признают, что не справляются с такими вызовами, и приняли непростое решение закрыться.
По этому поводу расскажем об альтернативных способах связи с политзаключенными
Представительница инициативы Dissident.by Марина Косинерова:
«Политзаключенные сейчас больше всего нуждаются в проявлении солидарности. Ее можно проявлять по-разному — в зависимости от статуса, положения, местоположения, от того, насколько вы заботитесь о своей безопасности. Наша инициатива Dissident.by предлагает огромный спектр возможностей для помощи политзаключенным».
Например?
Начните с простого: например, если вы знаете дополнительную информацию о политзаключенном, можно поделиться ей с правозащитниками Dissident.by. Они зафиксируют ее на сайте и окажут необходимую помощь.
«Собирать информацию — это минимум, что можно сделать», – Марина Косинерова
Еще можно ходить на судебные заседания. Они, кстати, проходят каждый день. Так, в месяц по Беларуси набирается +- 100 человек, осужденных по «политическим» делам.
А представители инициативы Dissident мониторят расписание и выкладывают его в публичный доступ.
Где найти?
«Его можно посмотреть на сайте или в телеграм-боте с расписанием ближайших судов. Там найдете свой город — и если суд открытый, можно прийти туда, познакомиться с родственниками, узнать, где находится человек и, опять же, предоставить информацию правозащитникам или предложить свою помощь на месте», – рассказала «Маланке» Марина.
«Это очень важно — показать человеку, находящемуся в заключении, что им интересуются, что есть моральная поддержка»
Для тех, у кого нет возможности помогать на «постоянке»: на сайте инициативы есть вариант разовой помощи политзаключенным и их семьям (например, отреагировать на конкретный запрос от родственников заключенного).
«Мы свяжемся, поможем, если вдруг будут какие-то вопросы по поводу реализации и доставки», – отметила Марина.
Один из самых ценных вариантов помощи политзаключенному — возможность стать «Хранителем».
То есть человеком, который будет регулярно помогать (конечно, по мере возможностей).
«Я бы хотела отметить, что это не всегда про финансы. Мы как раз недаавно делали опрос “Хранителей”, спрашивали, почему это важно, что дает этот статус: люди говорят, что на самом деле семьям очень важно чувствовать моральную поддержку, поговорить, рассказать о том, что происходит в тюрьме. Хранитель — это, можно сказать, личный психолог, друг, человек, который может откликнуться, подсказать, просто быть рядом в тяжелое время», – говорит Марина.
И все бы хорошо, если бы не
Конечно, режим не может не напрягаться, когда буквально у него под носом расцветает такая возмутительная солидарность.
«Появились определенные ограничения: например, пока человек находится в колонии, вещевые передачи ему могут присылать только родственники. Тогда люди использовали возможность помощи через личный счет: то есть, клали деньги на “товарку”, после чего человек получал уведомление, что ему, например, зачислено 5 рублей от такого-то человека. И это был самый популярный способ поддержки, потому что, как мы знаем, письма могли не проходить из-за цензуры, а вот денежные переводы доходили всегда», – рассказала Марина.
Но во Дворце не растерялись и приняли новый «закон». Теперь класть деньги на личный счет могут только люди, которые есть в личном деле — то есть, только родственники.
Как обойти новое препятствие?
Марина Косинерова: «Если вы знаете фамилию-имя-отчество, можно отправлять переводы от имени родственника. И, опять же, “Хранители”: имея контакт близких, вы всегда можете обходить таким образом “блокаду”, передавать письма/приветы/помощь через родственников (они, как правило, очень этому рады)».
Выходит, лучший способ обхода — держать связь с семьей политзаключенного.
«Это очень ценно и важно, потому что таким образом мы по крупицам собираем информацию о том, что конкретно нужно человеку, и всячески стараемся его поддержать».
«Солидарность разрушает стены»
Марина Косинерова
За контактами родственников обращаться в dissident.by, «Вясну», politzek.me и другим «политическим» инициативам (ссылки внизу).
Но все не так просто. Известно немало случаев ограничения переписки даже с близкими родственниками (это, кстати, стало причиной голодовки Автуховича).
«Цель таких действий — показать, что человек никому не нужен, сломать его. Так он по замыслу системы должен потерять веру, деморализоваться и стать более склонным к запросам администрации: то есть, будет молчать, не бороться за свои права, напишет помилование».
Косинерова отметила, что ни в коем случае нельзя вестись на эти манипуляции. Важно продолжать писать письма — а они, кстати, все равно приходят в тюрьмы. Так администрация видит, что человека продолжают поддерживать.
«Инициативы в любом случае хранят все письма в электронном варианте и высылают их человеку после освобождения».
Отправить письмо можно через инициативу письмо.бел.
Важно писать из-за границы: «Обычным заключенным такие письма не приходят, а “политических” поддерживают — и не только в Беларуси, а по всему миру. Даже если это будет одна дошедшая из десятка отправленных открыточка, это будет здорово для морального состояния политзаключенного».
Помощь освободившимся политзаключенным
На ресурсе Dissident.by есть функционал помощи в трудоустройстве специально для тех, кто пострадал от уголовного политического преследования. По этой ссылке бывшие политзаключенные и их ближайшие родственники (если сам узник в заключении) смогут найти работу.
Как это работает? Все как на обычных сайтах с вакансиями.
- Соискателям: оставляем свои резюме в соответствующем разделе.
- Работодателям: если вы можете обеспечить кого-то работой, свяжитесь с инициативой через телеграм (@Dahary_nahami или @UntilAllAreFree) или напишите им на почту [email protected].
Dissident.by напоминает: «Солидарная взаимопомощь — наше самое действенное оружие против несправедливости!»
Телеграм-бот инициативы Dissident.by: https://t.me/dissidentby_bot
Правозащитный центр «Вясна»: https://spring96.org/ru
Инициатива Politzek.me: https://politzek.me/
Написать письмо политзаключенному: https://xn--h1aigbl0e.xn--90ais/
Фото: DELFI / Kiril Čachovskij