О (вне)законодательных угрозах «шпионам» поговорили с политологом и аналитиком Беларусского института стратегических исследований (БИСИ) Вадим Можейко.

Коротко о происходящем в Беларуси: лишиться статуса гражданина в скором времени могут активисты, которые, по мнению режима, занимаются экстремистской деятельностью (а не борьбой за демократию, как вы могли подумать). Среди прочих «антиэкстремистских» предложений — запрет на въезд в страну на 30 лет для подобных «предателей». Более того, есть идея чуть ли не ставить на учет обладателей карты поляка и ВНЖ в других странах (то есть шпионов).

Из стрима Маланки

Насколько все серьезно?

«Риторически эта идея уже звучала, и государственная пропагандистская пресса уже прямо писала, что Тихановская не беларуска, не из “наших”. Конечно, это очень радикальное преодоление общественного раскола, попытка просто выбросить часть общества, его проигнорировать. Поэтому неудивительно, что даже на том совещании, где говорилось об идее лишения гражданства, Лукашенко и сам замечал, что вообще-то такая бесконечная эскалация репрессий не ведет к преодолению общественных расколов, не ведет к сплочению общества», – рассказал «Маланке» Вадим Можейко.

Но судя по действиям властей, там и не пахло попыткой сплочения. Лукашенко и его режим уже не пытаются быть всенародно популярными, а просто хотят исключить из общества «не тех». 

Выходит, 97% беларусов лишат гражданства?

Дяди в погонах пытаются нас убедить»: Как власти игнорируют реальный  экстремизм, цепляясь к БЧБ — The Village Беларусь
Фото: the-village.me

«Судя по тому, что сейчас говорили на совещаниях у Лукашенко, лишение гражданства будет применяться по факту к единичным людям — то есть к тем, кто уже осужден по каким-то экстремистским и террористическим статьям. Пока их не так уж много, и в этом смысле мера сейчас носит символический характер», – говорит политолог.

Формально, если лишить того же Латушко беларусского гражданства, в его осознании себя беларусом ничего не изменится. 

«Практически [для таких людей] тоже мало что изменится: люди, признанные экстремистами-террористами, уехавшие из Беларуси, очевидно, и так не спешат туда возвращаться в текущей политической ситуации, понимают для себя угрозы, независимо от того, будут ли им формально ограничивать въезд в страну», – продолжает Можейко. 

К тому же на совещании «власти» сами же оговорились, что мера пока носит лишь предупредительный характер. Так что цель здесь — символическая расправа и запугивание.

«Это ведь во многом запугивание тех, кто внутри страны»

…Тех, кого это не коснется, тех, кто не будет понимать деталей, но будет понимать простую вещь: в своих репрессиях государство готово пробивать дно за дном, в том числе и дно Конституции (и любой понятной логики).

Потому что лишение гражданства — это действительно крайняя мера. 

«Ведь в конечном счете любые подобные точечные репрессии направлены не столько на тех, кого лично репрессируют, сколько на запугивание всего остального общества»

А как быть тем «единицам», которых лишат гражданства?

«Во-первых, у них же физически не отберут все еще действительный беларусский паспорт. Это по-прежнему документ, удостоверяющий личность, и по-прежнему какие-то страны могут его признавать — и на это не нужно разрешения Лукашенко», – считает Вадим. 

Словом, на практике все эти «очень странные маневры» действительно ни для кого ничего не меняют. 

Разве что документы для проживания в любой другой стране будет проще получить — понятные основания. И самое главное:

«Такие решения власти будут только отталкивать нейтральную часть общества. Нейтралы не заинтересованы в радикализме ни одной из сторон — ни в идее лишении беларусов гражданства, ни в силовом захвате власти полком Калиновского», – отметил политолог.

Короче говоря, принимая такие решения, Лукашенко продолжает, выражаясь языком Можейко, «закукливаться» в себе и очень узкой части своего электората. Вместо того, чтобы объединять вокруг себя общество. 

«Конечно, очевидны катастрофические последствия и для нациестроительства, и для культуры, и для экономики, но с политической точки зрения, им так кажется легче. Ну, или просто у Лукашенко нет идей, как общество можно сплотить».

«Лукашенко просто смирился, что идея объединения для него непосильна»

А зачем ввели этот запрет на въезд в страну на 30 лет?

Ведь на практике, как мы знаем, если режим не хочет кого-то впускать в страну, он и без законов это замечательно делает (вспомним Кондрусевича). Можейко считает, что фактически сейчас у этого будет какое-то «законодательное» обоснование, потому что, опять же, все эти «маневры» противоречат Конституции и не имеют законной силы.

Выходит, теперь формально «врагов народа» можно будет не пустить в Беларусь — как будто «по закону».

Но мы-то знаем, что все дело в кошмарах о свободной сирийской армии, преследующих Лукашенко по ночам. Неужели режим думает, что «экстремисты» такого уровня будут пересекать границу в официальных пунктах пропуска и предъявлять документы?

«Я подумал, какие же они, однако, оптимисты — верят, что они будут править ближайшие 30 лет», – сказал Можейко.

Чего ждать обладателям карты поляка или ВНЖ других стран?

«Если будет закон, что все обязаны сообщить о своем ВНЖ или о карте поляка при отсутствии наказания за несообщение, то этот закон не будет работать. В конечном счете, это составление таких big data, где по разным критериям будут обозначены люди, в чьей лояльности государство сомневается», – объяснил политолог.

Он также отметил, что на самом деле проверить на практике, есть ли у кого-то карта поляка или ВНЖ, довольно затруднительно. Это можно сделать разве что в том случае, когда беларус пересекает границу с ЕС без визы — вероятно, в этом случае у него есть карточка ВНЖ. 

«В остальных же случаях у режима нет возможности это проверить. Так что это просто еще одна попытка запугивания»

Но запугивание, к сожалению, работает. По словам Можейко, были случаи, когда беларусы боялись подаваться даже на визу типа D. 

«Страх пока ни на чем конкретном не основан, но люди уже этого боятся. А тут их дополнительно запугивают репрессиями в случае получения ВНЖ или карты поляка»

Очевидно, «убежденных экстремистов» такими мерами не запугаешь — это скорее для сомневающихся.

Фото: Вадим Можейко // RFE/RL 

Ранее

В августе поток российских туристов увеличился в 3 раза. Зачем россияне едут в Беларусь?

Далее

Налоги вырастут в два раза: Минфин выпустил законопроект «против малого бизнеса»

Читайте далее