В ночь на 13 сентября на границе между Арменией и Азербайджаном случилось очередное обострение конфликта. Тогда же Ереван обратился за помощью к России и ОДКБ, куда входит и Беларусь. Какие обязательства лежат на нашей стране и отправят ли туда беларусских солдат? Ответил военный эксперт Алексей Алесин.

Вечером 13 сентября состоялось заседание совета коллективной безопасности ОДКБ: в нем приняли участие премьер-министры и главы государств, Беларусь представлял госсекретарь Совбеза Александр Вольфович. Он сказал, что нелегитимные власти выступают за урегулирование конфликта дипломатическими методами, а ситуация требует более досконального изучения.

По итогу обсуждений было предложено отправить в зону конфликта делегацию во главе с генсеком ОДКБ Станиславом Засем, миссия должна подготовить подробный доклад главам государств.

На следующий день на официальном сайте ОДКБ появилась новость об отправке военного контингента РФ и РБ для урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта, однако спустя несколько часов она внезапно исчезла.

Выступая с официальным заявлением 14 сентября, премьер-министр Никол Пашинян сообщил, что Армения запросила военную помощь у ОДКБ по 4-ой статье — с целью восстановления территориальной целостности республики и вывода азербайджанских подразделений с территории Армении. Эта статья договора о коллективной безопасности обязывает страны-участницы оказывать военную помощь в случае внешней агрессии.

В каких случаях беларусские военные могут быть отправлены в другую страну?

У Беларуси достаточно сложный механизм участия в военных операциях за рубежом, поясняет военный эксперт Алексей Алесин. Он объяснил, что наш контингент может принять участие только с личного разрешения Лукашенко по каждой отдельной персоне. Работает это так: солдат или офицер, желающий принять участие в военной миссии, должен подать заявление на участие и получить согласие Лукашенко. В иных случаях беларусские военнослужащие не имеют права участвовать в военизированных операциях за пределами страны.

 «Этот пункт Конституции использовался Лукашенко, когда он не хотел участвовать в операциях в Центральной Азии, но после того, как Россия дожала, была принята такая оговорка — “возможно участие военнослужащих контрактной службы по личному заявлению с разрешением президента”», – добавил военный эксперт.

Как будет реагировать ОДКБ сейчас?

Принимать решение об участии в урегулировании конфликта ОДКБ будет после оценки миссии ОДКБ, которая в ближайшее время направится в Нагорный Карабах. После оценочного визита организация примет решение, каким образом будет участвовать в конфликте. 

Алексей Алесин предположил три варианта развития событий: «Либо будут направлены миротворческие силы, чтобы разъединить враждующие стороны. Либо на территорию Армении будут введены коллективные силы оперативного развертывания, чтобы воспрепятствовать Азербайджану обстреливать территорию Армении. Возможен и третий вариант — если Путин путем посреднических переговоров договориться с Пашиняном и Алиевым, что те прекратят враждебные действия, тогда, вероятно, соглашением о прекращении огня конфликт и ограничится».

Фото обложки: Reuters.

Ранее

Денису Ивашину дали 13 лет колонии: он писал о «беркутовцах», устроившихся на работу в силовые структуры Беларуси

Далее

Уже не цветы: добровольческий силовой блок под носом у Лукашенко

Читайте далее