В Беларуси идет «экономическая мобилизация», в ее рамках составлены списки предприятий, которые будут готовы работать в режиме военного времени. Что об этом известно и будет ли беларусская военная промышленность работать на российские нужды? Разбираемся в материале.

Павел Латушко, представитель Объединенного переходного кабинета, рассказал, что располагает информацией об экономической мобилизации. Она проводится уже на протяжении нескольких месяцев сотрудниками КГБ и Совбеза, в рамках этого были составлены списки предприятий государственной частной собственности, которые будут готовы работать в режиме военного времени. Помимо этого, по итогам недавнего совещания с Лукашенко секретарь Совбеза Вольфович получил безграничные полномочия — все предприятия и органы местной власти переходят под прямое управление секретариата Совбеза.

Официальных заявлений со стороны режима Лукашенко не было, однако диктатор давно готовит страну к переходу промышленности на военное время. Осенью прошлого года военкоматы Брестской области выдали «планы территориальной обороны» мясомолочным предприятиям региона, а также провели проверки по их готовности к переходу на военное время. План территориальной обороны заключается в охране стратегических предприятий на случай войны.

Объявленная в России мобилизация предусматривает переход предприятий военно-промышленного комплекса на военное время. Мощности заводов по производству военной техники и оружия будут дозагружены и будут работать круглосуточно. В июле российские власти приняли закон «о введении спецмер в экономике при проведении ВС РФ операций за рубежом», который позволяет властям задействовать дополнительные людские и бизнес-ресурсы для оборонных нужд. То есть компанию, производящую грузовики, могут озадачить ремонтом военной техники, а любое швейное производство заставить круглосуточно шить форму для армии.

Беларусская военная промышленность будет работать на российские нужды?

Встречи Путина и Лукашенко в течение последних двух лет не проходили без обсуждений ВПК: так, в феврале 2021 года диктаторы обсуждали вопросы кооперация в ВПК. Уже летом 2021 года, после введения санкций ЕС в отношении беларусского ВПК, Лукашенко распорядился увеличить производство стрелкового оружия и патронов, которое собирается на базе российских комплектующих на предприятии «Кидма Тек» под Оршей.

После начала войны и введения санкций в отношении российского ВПК Лукашенко стал рекламировать беларусские предприятия, производящие продукцию двойного назначения, основной акцент делая на «Интеграл» и «Пеленг». Российская сторона согласилась выделить 1,5 млрд долларов на импортозамещающие проекты, но лишь на те, в которых есть высокая потребность для себя. Заявлено, что первые семь проектов будут в сфере производства светового оборудования и комплектующих для машиностроения — именно в них нуждаются российские производства ВПК.

Очевиден тот факт, что часть предприятий страны уже экономически мобилизованы и работают на нужды России. Например, работников «558 авиационного ремонтного завода» периодически отправляют в командировки для ремонта авиационной техники, а беларусские предприятия ВПК более года подстраиваются под нужды РФ. Однако вряд ли даже совместные импортозамещающие проекты спасут производство ВПК обеих стран, ведь и Беларусь, и Россия не имеют доступа к импорту комплектующих, от которых зависит военно-промышленное производство.

Обложка: Ümit Yıldırım on Unsplash

Ранее

Новости регионов: тайная экономическая мобилизация и туалет под зонтиком

Далее

Беларусь и ООН: просьбы о гуманности и лишение авторитета на международной арене

Читайте далее