За последний год в беларусской армии произошла череда смертей военнослужащих: самоубийства и гибель в результате несчастного случая. На прошлой неделе в печально известном учебном центре в Печах вновь погиб солдат-срочник. Что изменилось в беларусской армии спустя пять лет после трагедии в Печах?
Военная часть в Печах стала печально известной пять лет назад, когда там произошло два громких самоубийства — Артёма Бастюка и Александра Коржича. Дело о гибели Коржича стало самым громким делом гибели военнослужащего, которое раскрыло дедовщину в беларусской армии — над рядовыми издевались и доводили до самоубийства, а офицеры были равнодушны к происходящему. Изначально дело попытались замять, однако благодаря общественному резонансу и реакции независимых СМИ было начато расследование. Государство устроило показательный суд над теми, кто издевался над солдатами.
Благодаря давлению гражданского общества удалось осудить тех, кто издевался над Коржичем. А также улучшить условия пребывания для солдат в частях. Государство принялось показательно бороться с дедовщиной в армии и улучшать имидж офицеров военнослужащих. Спустя год после трагедии в войсках сократилось идеологическое воспитание, командиров стали психологически тестировать, а солдатам разрешили пользоваться мобильными телефонами, увеличив личное время для общения с близкими. Общественное внимание и поддержка позволили военным не молчать, а жаловаться на любое проявление грубости со стороны командиров.
Тогда фактически зародился гражданский контроль над армией, однако участие военных в подавлении протестов 2020 года, а также разгром гражданского общества внутри страны привели к возвращению системы. Сейчас Минобороны тщательно скрывает информацию о гибели срочников на учениях или в результате самоубийств — ни имена, ни какие-либо данные не раскрываются.
Государство всегда было равнодушно по отношению к беларусам, и силовой блок, на который опирается диктатор, не исключение. Количество гибелей и самоубийств в беларусской армии вернулось на прежний уровень, а перед солдатами возникает не только страх погибнуть в результате несчастного случая или дедовщины в армии, но и опасность быть убитыми на чужой земле из-за прихоти нелегитимного. Но пока беларусская армия против, втянуть военных в войну не получится даже по приказу диктатора.