Ваш ребенок плохо читает и делает несколько ошибок в одном слове, хотя отлично знает правила правописания? Или вы взрослый, которому сложно читать большие тексты и запоминать исторические даты? Сегодня поговорим о том, как не потеряться в запутанном мире дислексии (в Беларуси).

При столкновении с какими-либо жизненными трудностями важно, во-первых, понять, что вы не один, а во-вторых, узнать, как другие справляются со всем этим. Для этого в первую неделю октября во всем мире проводят мероприятия, посвященные трудностям обучения и поиску эффективных способов их преодоления.

Дислексия — это как?

«Я могу рыдать, потому что нет сил по 50 раз повторять ему одни и те же фразы», говорит Маша Колесникова, журналистка, мама ребенка с дислексией.

Дислексия — это избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.

«Не жизнь, а работа над ошибками», «Реально нет слов», «Ничего не понятно, но очень интересно» — или немного о жизни человека с дислексией. 

По данным Ассоциации, в настоящее время порядка 17-23% всего населения Земли имеют отдельные симптомы дислексии и связанных с ней трудностей. Это, как правило, медленное чтение, плохое письмо, плохая грамматика. Современные ученые рассматривают дислексию как нейробиологическое и генетическое (пожизненное) заболевание. Но не стоит отчаиваться: нервной системе такого человека можно помочь преодолевать функциональную недостаточность:

«Если мы поймем механизм, увидим, что, к примеру, это оптическая дислексия, — ага, есть проблемы с оптико-пространственными вещами, есть проблемы с оцениванием пространства, с координацией. Окей. Давайте в этом направлении двигаться. Если я двигаюсь в этом направлении — я не просто выполняю какие-то упражнения: катаюсь на велосипеде. Я активизирую и мобилизую центральную нервную систему. Я пытаюсь более функциональными сделать те зоны мозга, которые «ленятся» выполнять свою работу. Поэтому не коррекция — а профилактика, компенсация — такие нейропсихологические идеи могут помочь мозговой зоне решать задачи, которые она должна решать», – из интервью Euroradio с медицинским психологом.

Мало того, дислексия при правильном «применении» может стать возможностью смотреть на мир под другим углом.

«Я думаю, тут срабатывают такие вещи: если у меня нет прямого пути, то я найду 500 обходных. Так и происходит. Ребенок с такого рода функциональной недостаточностью, вполне возможно, найдет те самые пути, которые позволят стать ему Эйнштейном в дальнейшем»

Но

Успех дислексика в Беларуси во многом «зависит от стойкости самого ребенка и включенности в проблему родителей: процесс обучения ложится на их плечи». Потому что дислексия — не исключение в стране инклюзивной катастрофы. 

На начало учебного года 2019-2020 в Республиканском банке данных о детях с особенностями психофизического развития были 3030 детей с дислексией и 20 774 ребенка с дисграфией — и, по словам нейропсихологов, их число растет. При этом, несмотря на эти тенденции, в школе дети с подобными нарушениями продолжают учиться без учета их особенностей. Пункты коррекции и учителя по большом счету не взаимодействуют, и дислексик остается в школе один на один со своей проблемой. В ситуации неслучившейся инклюзии родителям самим приходится проходить школьную программу вместе с ребенком, постоянно читать вслух, интуитивно нащупывать оптимальные способы подачи учебного материала, искать подходящих учителей, дефектологов и школы для своих детей.

Хорошие новости

Во-первых, несмотря на беларусскую инклюзивную реальность и связанные с этим сложности, первый журнал о дислексии Dyslexia Community продолжает свою миссию поддержки людей со сложностями в обучении.

Во-вторых, в этом году благодаря проекту случилась маленькая победа: Linkedin добавили термин «дислексическое мышление» в список уникальных навыков, которые формируют описание профиля сильных профессиональных компетенций человека.

 «“Dyslexic Thinking”, или “дислексическое мышление” — это особый подход к решению задач, работе с информацией и обучению, свойственный людям с дислексией. Этот подход отличается преобладанием пространственного мышления, креативными способами решения задач и отличными коммуникационными навыками. Такое определение весной этого года было добавлено в авторитетный словарь dictionary.com. Кроме того, платформа Linkedin включила термин “дислексическое мышление” в список уникальных навыков, которые формируют описание профиля сильных профессиональных компетенций человека», – пишут в Dyslexia Community.

Что дальше?

Dyslexia Community подготовили онлайн-журнал «Dyslexiс thinking» и его PDF-версию, которую можно распечатать и передать учителю или тому, кому эта информация может помочь. Пригодится взрослым дислексикам, родителям, преподавателям и просто любознательным небезразличным людям. 

А еще у сообщества есть сайт , где собран большой массив важной и профессиональной информации в текстовом и видеоформате (в том числе тест для выявления первичных признаков дислексии). 

И актуальное:

«В онлайн-журнале “Dyslexiс thinking” мы собрали последние международные новости и исследования, связанные с дислексией, вдохновляющие истории и очень полезные актуальные материалы, связанные с изучением иностранных языков. Огромные потоки миграции, которые сейчас происходят, сложны для всех. И одна из тяжелейших проблем — языковой барьер. Что для человека с дислексией, как правило, становится полнейшей катастрофой», – пишут представители инициативы.

Фото: neuroflex.ua

Ранее

Аноним прислал журналистам награду Сахащика от КГБ

Далее

Новости спорта: Федерация хоккея РБ не так поняла коллег из Европы и радуется «возвращению» на международную арену

Читайте далее