Золотовалютные резервы в этом году не опустятся ниже 7 млрд долларов, такую уверенность выразил глава Нацбанка Павел Каллаур. С августа Нацбанк перестал публиковать детальную структуру ЗВР и стал умалчивать, какая же часть из резервов остается доступна для Беларуси. Рассказываем, сколько средств есть в доступе и на что влияет количество ЗВР.
На 1 октября золотовалютные резервы Беларуси составляли 7,5 млрд долларов, что на 900 млн меньше, чем в начале этого года. Как уверяет глава Нацбанка, за счет ЗВР был погашен внешний долг страны. По его оценкам, до конца года резервы не опустятся ниже 7 млрд долларов. Теперь структура ЗВР будет ориентироваться не на доллары и евро, а на российские рубли и юани, поскольку в этих валютах идет основная внешнеторговая деятельность, говорит Каллаур.
Проверить слова руководителя Нацбанка не представляется возможным, так как статистику по структуре ЗВР засекретили еще в августе. Ранее, напомним, в сводках Нацбанка указывались такие факторы, как выплаты по внешнему долгу, продажа и покупка валюты на внутреннем рынке, а также изменение цен на золото.
Сколько ЗВР реально доступно Беларуси?
Детальную информацию о структуре ЗВР решили засекретить, потому что большая часть средств недоступна для использования. Часть активов — это золото (42% от общего объема), которую довольно сложно реализовать, еще часть — специальная валюта МВФ (18%), которой нельзя воспользоваться из-за санкций. И третье — резервные активы в иностранной валюте (40%), которые также частично заморожены с 2020 года. Какая именно часть этих средств заморожена — неясно. Но известно, что Нацбанк успел вывести большое количество наличности. По данным экспертов «Кошт Урада», речь идет о сумме порядка 1 млрд долларов.
«Что получается в итоге? Из красивой суммы $7,5 млрд золотовалютных резервов $1,3 млрд — это мертвый груз в виде валюты МВФ. Золото, хоть и является резервом, не может быть легко и просто конвертировано в живые деньги, а это значит, что еще $3,1 млрд скорее лежат красивыми штабелями слитков в хранилище Нацбанка. Остается всего $3 млрд в валюте, но мы знаем, что лишь 1 млрд — это средства, которые точно были выведены из-под потенциальных санкций еще до начала войны. Причем после событий февраля количество валюты в резервах снизилось примерно на этот же миллиард — деньги пошли на то, чтобы сбить нараставшую тогда валютную панику. При этом Нацбанк упорно молчит о том, какая часть из оставшихся $3 млрд для него остается доступна», – пишут экономисты «Кошт Урада».
На что влияют ЗВР?
ЗВР используются для поддержки стабильности национальной валюты. Когда беларусский рубль падает, Нацбанк обеспечивает его стабильность за счет продажи валюты из золотовалютных резервов. В данный момент стабилизацию обменного курса обеспечивает Россия, соответственно, резервы остаются неизменными. Также ЗВР используются для погашения внешнего долга, а так как Россия согласилась отсрочить выплаты Беларуси по внешнему долгу, то пока золотовалютные резервы на эту цель тратиться не будут. Если Россия изменит решение по выплатам или перестанет стабилизировать курс рубля, Беларуси придется делать это из своих ЗВР. Однако учитывая их и без того небольшой запас, беларусской экономике придется сложно.
Эксперты «Кошт Урада» объясняют, что даже если вся сумма в 3 млрд долларов находится в полном распоряжении правительства, она не столь велика. Это меньше, чем Беларусь обычно платит по валютному госдолгу за год. По предположениям экономистов, закрытие статистики явно свидетельствует об ухудшении ситуации, и когда все станет совсем туго, общество узнает об этом последним.