Какие риски полного вовлечения Беларуси в войну и возможные последствия такого шага? Проанализировал эксперт Павел Мацукевич.

Что говорит в пользу того, что Беларусь может вступить в войну? 

Есть вариант нападения Украины, например, в виде попытки контрудара по российским войскам на беларусской территории. Формально он даст официальному Минску право на войну, хотя не значит, что автоматически к ней приведет. С одной стороны, Киеву вряд ли нужен второй фронт, а с другой — он так или иначе существует в пассивном состоянии, поскольку все равно приходится держать на этом направлении войска.  

Эксперт предполагает и еще один возможный вариант: если Кремль прикажет — у Минска не будет вариантов не подчиниться. В этом смысле тот факт, что Беларусь до сих не вступила в войну, объясняется тем, что такого указания из Москвы пока не поступало. 

Заговорщики в строю

Существует противоположная точка зрения — что Кремль уже приказал и давит, а Лукашенко петляет, уклоняясь под различными предлогами. Эта версия, несмотря на ее подкупающий драматизм, не выдерживает своих узких мест, отмечает Павел Мацукевич. В чем же они?

Общество действительно не разделяет идеи войны, однако Лукашенко с ним не считается, пишет эксперт. Второе — версия не вяжется с реалиями беларусско-российских отношений в дни войны. С ее началом складывается впечатление, что Россия готова удовлетворять все запросы своего единственного союзника — и кредитные, и экспортные, и даже в части обеспечения равных условий. Все это наводит на мысль, что Путин и Лукашенко четко распределили роли.

И пока Беларусь все еще продолжает играть ту отведенную Путиным роль. Несомненно, ситуация на фронте вносит в нее коррективы, и Россия в какой-то момент вполне может потребовать от Минска большей вовлеченности.

Время «Ч»

Настал ли этот момент? Вполне может быть, если частичная мобилизация в России не покроет нужды российского командования и его планов. Ответа на этот вопрос пока нет. 

Очевидно, что развертывание в Беларуси региональной группировки войск Союзного государства служит отвлекающим маневром и прикрывает прибытие в Беларусь российских войск. В то же время проверки мобилизационной готовности и другие военные метаморфозы в Беларуси являются процессом подготовки к войне.

Могут ли беларусские «власти» пугать последствия? Скорее нет, чем да. С мыслью о войне они, похоже, уже смирились: приучают беларусское общество и армию и как будто готовы подвергнуть Беларусь этому испытанию. Дальнейшее применение санкционного инструмента в отношении Беларуси не даст особенного прока. Ведь Москва смогла надежно защитить Минск от санкций и постепенно замещает западный рынок, предоставив выход и в третьи страны.

Поэтому в ситуации растущей зависимости от России и до тех пор, пока Кремль силен, беларусские «власти» вряд ли станут делать шаги навстречу пожеланиям и ожиданиям Запада. Слишком рискованная затея. Значит, продолжат делать их навстречу РФ и третьим странам, лояльным к режиму.

Ранее

Нефтяные схемы Юрия Чижа, на которых он заработал миллиарды

Далее

«Беллегпром»: экспорт падает или растет?

Читайте далее