В Совете Европы официально создана группа по сотрудничеству с беларусскими демократическими силами и обществом. Организация впервые в истории сотрудничает с неформальным правительством. Это стало первым шагом для построения демократических институтов для устойчивой демократии в будущей Беларуси.  Политолог Александр Класковский рассказал, почему это важный шаг и что это даст каждому беларусу.

Совет Европы создал контактную группу по отношениям с Беларусью. В ее состав вошли представители ключевых организаций Совета, в том числе ПАСЕ и Офиса комиссара по правам человека. Задача группы — подготовить демократические реформы и координировать различные проекты. «Совет Европы может влиять на страны, чтобы они относились к беларусам правильно и гарантировали их права. Безусловно, здесь есть свои нюансы, ведь многие вопросы остаются на усмотрение национальных правительств. Совет Европы не может обязывать страны, но может рекомендовать и влиять на них», – объясняет важность сотрудничества спецпредставитель Светланы Тихановской по выборам Александр Шлык.

Политолог: «Это значительное достижение в числе дипломатических успехов демсил»

Прямое сотрудничество демократических сил Беларуси и Совета Европы — это действительно беспрецедентный случай, считает политолог Александр Класковский. Уникальность ситуации состоит в том, что Беларусь в этой организации представлена не правительством, а именно демократическими силами страны. Это значительное достижение в числе дипломатических успехов беларусов.

Другой вопрос, на который политолог обращает внимание, что Совет Европы — это не то же самое, что Евросоюз, как думают многие. Это панъевропейская организация и она довольно интересная по своему составу. В качестве примера Александр Класковский приводит входящий в Совет Европы Азербайджан — страну, которая не является демократической. До недавнего времени и Россия была в Совете Европы. После начала войны она вышла из состава, но и в самой организации не хотели видеть агрессора.

«Что касается Беларуси, то отношения с организацией складывались тяжело. Потому что в 1996 году Лукашенко разогнал Верховный Совет, он не хотел отменять и не отменил смертную казнь — это одно из главных условия для того, чтобы страна вступила в Совет Европы. В принципе режим туда не особо стремился, ведь эта организация не дает денег и каких-то экономических выгод, а наоборот, чтобы вступить в эту организацию, нужно с большего придерживаться каких-то правил в сфере прав человека. Это лишняя головная боль для режима, поэтому Лукашенко и его окружение не имели особых интенций на этом пути», – объясняет Александр Класковский.

На что влияет сотрудничество демсил с Советом Европы?

То, что на этом поле теперь представлены демократические силы Беларуси — это хорошо, однако не стоит преувеличивать влияние организации на европейские дела, говорит Александр Класковский. По мнению политолога, проблема состоит в том, что такие дипломатические успехи не влияют на ситуацию внутри страны.  

«Если спросить среднестатистического беларуса про проблематику Совета Европы, то в большинстве случаев люди слабо представляют, что это за организация, чем она занимается и как она может влиять на Беларусь. На сегодня нет стратегии у демсил, как менять ситуацию в Беларуси. Поэтому такого рода демократические успехи должны подкрепляться поиском какой-то новой стратегии в отношении ситуации внутри Беларуси», – говорит Александр Класковкий.  

Фото обложки: Pavel Krichko. Источник: Sviatlana Tsikhanouskaya/Flickr

Ранее

Правительство будет выбирать Лукашенко, а премьер — отчитываться перед ВНС

Далее

Новости регионов: апокалипсис в общежитии и активизация наркоколлекторов

Читайте далее