Санкции в отношении Беларуси уже затрагивают около трети беларусского экспорта, вскоре планируются новые ограничения. Однако санкционное давление оказалось не настолько эффективным, как ожидалось. Эксперт назвал причины, которые этому способствовали.
На данный момент Евросоюз работает над синхронизацией санкций против Беларуси и России, принятие пакета планируется в начале декабря. Упор будет сделан на Беларусь — из-за поддержки агрессии России, а также по причине поставок подсанкционных товаров для РФ. Представитель Тихановской по экономическим реформам Алесь Алехнович рассказал, почему санкции не повлияли на поведение режима Лукашенко.
Эксперт назвал четыре причины, по которым санкционное давление оказалось менее эффективным, чем ожидалось. Одна из основных причин — санкции вводились медленно и без должной координации между странами, включая Украину. Вторая причина — отсутствие органа, контролирующего их исполнение и выявляющего попытки обойти санкции. Смягчить влияние санкций помогла конъюнктура на внешних рынках, а также поддержка Беларуси со стороны РФ, отмечает экономист.
По мнению Алехновича, для работы санкционных механизмов, необходимо активнее их вводить против России, которая является «последним и единственным спонсором Лукашенко», а также главным агрессором.
Есть ли эффект от санкций?
Представители режима уверяют, что санкции никак не влияют на беларусскую экономику, но действия чиновников это опровергают. Говорит об этом вырабатываемый нелегитимным правительством план поддержки экономики, включающий меры по содействию экспортной деятельности, налаживание логистики и переориентации поставок на новые рынки. Еще одним показателем является развитие импортозамещения и упрощение таможенного регулирования.
Опровергают это и утверждения, что «санкции лишь подталкивают идти на Восток». Беларусь якобы уже возместила 80% выпадающего экспорта в ЕС за счет России и Китая. Часть потерь они действительно смогли возместить, но за счет помощи подсанкционные сферы удается лишь удерживать на плаву, а не зарабатывать на них.
Так, удалось восстановить сферу нефтяной промышленности, которая потеряла европейский и украинский рынки. Кремль помог Лукашенко с субсидиями после гармонизации косвенных налогов, а также стал закупать беларусскую переработанную нефть. Однако это не восстановило работу беларусских НПЗ на прежних мощностях. Другие подсанкционные сферы, такие как калийные удобрения или деревообработка, восстановить даже на поддерживающем сектор уровне пока не получается.