Нелегитимные власти планируют открыть лицеи МВД во всех регионах страны. Подготовка таких кадров будет начинаться с 9 лет, в этом возрасте детям предложат пойти в патриотические клубы, а после — в лицей МВД. К чему приведет влияние силовиков на образование и чего этим добивается режим? Рассуждают эксперты.

Процесс милитаризации образования долго подготавливался и сейчас приобрел яркие и даже гротескные формы, говорит эксперт в сфере науки и инноваций Андрей Лаврухин. Показательно то, что в одном из органов, принимающем решения по содержанию образовательных программ, 6 из 8 человек — это силовики.  «Это такой уже отчетливый симптом. Сейчас мы видим очередное проявление того, когда силовики, если не управляют в прямом смысле слова, то как минимум очень сильно влияют. После 2020 года контроль силовиков за принятием решений приобрел достаточно откровенные формы, образование действительно милитаризируется и думать, что это отдельные эксцессы — опасно», – считает Андрей Лаврухин.

Проникновение силовиков во все уровни образования — опасный процесс, считает Татьяна Щитцова, представительница по вопросам образования и науки Офиса Светланы Тихановской. Силовики в образовании не являются наблюдателями, по наблюдениям эксперта, они в состоянии осуществлять контроль, определять политику и принятие решений на разных уровнях образования: начиная от детских садиков до вузов, включая научные учреждения (например, Академию наук). Поскольку у режима нет идеологии, о чем Лукашенко сам недавно признался, заполнять идеологическую пустоту режима позволяет милитаризация.  

«Милитаризация сейчас задает рамку: идеологическую, пропагандистскую, государственную. Сам подход к тому, как сейчас относится госаппарат, как формируется взгляд и системный подход к образованию. Режиму уже недостаточно просто лояльных граждан. Для того, чтобы думать о выживании и устойчивости режима на ближайшую перспективу, лояльности недостаточно, они вкладываются в появление молодежи, которая будет поддерживать идеологию этого режима. “Власти” хотят увеличивать среди молодежи группу людей, которые сформируют ударный отряд и будут продвигать среди ровесников, тем самым обеспечивая режиму горизонт будущего», – поясняет Татьяна Щитцова

Зачем нужны лицеи МВД?

По мнению Андрея Лаврухина, в первую очередь за созданием лицеев МВД стоит чисто прагматическая мотивация. «За этим стоит мотивация лобби силовиков, которые понимают, что под это будут выделяться деньги. Даже несмотря на реакцию Лукашенко о том, что лишних денег нет, силовикам достаточно того факта, что готовы создать инфраструктуру под новые рабочие места», – поясняет эксперт.

Спрос на такие учебные заведения предсказать довольно сложно, однако Андрей Лаврухин полагает, что не стоит приуменьшать угрозу такой интервенции силовиков в образование. «Ведь было сказано, что после лицеев они пойдут учиться дальше и могут идти и на гражданские специальности. То есть выпускники должны стать агентами влияния в гражданском обществе — это современная опричнина. Весь риск и опасность в том, что идеологии хоть и нет, но постепенно она может собираться», – говорит эксперт.

Как противостоять идеологии милитаризации?

Можно рассчитывать на выстроенные связи и возможности коммуникации как видимые, так и невидимые, считает Татьяна Щитцова. «Это ближний круг: семья, друзья, адекватные учителя. А также открытость интернета с возможностями образования, литературы, видеоконтента. Все это дает серьезные основания и надежды. Пока есть ближний круг и интернет, Оруэлл не может осуществиться, хотя мы и движемся в эту сторону», – говорит экспертка.   

Ранее

На что пойдут миллионы из бюджета? Повлиять на это может каждый

Далее

Новости регионов: возвращение McDonald's и исчезновение «Лидского пива»

Читайте далее