Как выбирать слова, когда мы говорим о событиях, с которыми столкнулись впервые? Репрессии, война, насилие и бессилие — как не открыть friendly fire и не сделать хуже тем, кто пережил тяжелые испытания. Sojka собрала советы от опытных психологов, правозащитников и людей, которые сами прошли через подобное.
Универсальные правила
Убедитесь, что вы имеете желание, силы, возможность и психологическую выдержку, чтобы разговаривать и помогать. В любой коммуникации с людьми в трудной ситуации нужно очень серьезно оценивать свой ресурс. Если вам психологически трудно слушать рассказ — извинитесь, предложите выслушать позже. Оцените, насколько адекватно вы все воспринимаете, насколько вы готовы продолжать оказывать помощь и поддерживать. Если вас самих травмирует происходящее и вы находитесь в нестабильном состоянии, лучше не продолжайте, делайте перерывы, предлагайте другим людям заменить вас.
Базовые принципы оказания помощи:
- Спрашивайте, какая помощь нужна.
- Озвучивайте, чем можете помочь.
- Оставляйте пространство для выбора.
- Не принимайте оскорбления на свой счет — люди в стрессе могут быть жестокими.
Не берите на себя больше, чем сможете вытянуть. Берегите себя и других.
Как разговаривать со свидетелями, жертвами и пострадавшими?
Людей, которым оказывается помощь, можно условно поделить на две группы: те, кто все еще находится в травматической ситуации, и те, кто из нее уже вышел.
Например, беженцы, которые уже попали на безопасную территорию, или заключенные, чей срок уже закончился. С ними разговаривать проще, можно рефлексировать о том, что происходило, помогать, поддерживать, адаптировать их под новые условия.
ВАЖНО: С течением времени, когда первый стресс от переезда/заключения и т.д. проходит, людям нужно помогать интегрироваться в новое общество, новую жизнь, а не только искать удовлетворения базовых потребностей на короткий срок. Важно предложить контакты сообществ, конкретных лиц, чтобы люди не уходили во внутреннюю эмиграцию.
Люди, которые продолжают находиться в травматической ситуации. Например, родные политзаключенных, которые постоянно существуют внутри травматической ситуации, выхода из которой может не появиться еще долго. Из-за напряжения и отсутствия временных рамок люди могут реагировать на помощь очень по-разному. Здесь важно озвучить список опций, чем мы можем помочь, чтобы оставить пространство для выбора и заверить, что есть кто-то, кому не безразлична судьба этих людей.
О том, как общаться с бывшими политзаключенными, семьями политзаключенных, беженцами и участниками боевых действий, подробнее можно прочитать по ссылке.
Фото обложки: Reuters