На этой неделе «Киберпатизаны» и Полк Кастуся Калиновского заявили о своем объединении. Подчеркнув при этом наличие общих политических амбиций и желание создать новый центр политического притяжения в Киеве. Почему это лучшая новость этого года и какие перспективы она открывает для всего протестного движения — разбирался Ян Рудик.

Виртуальная реальность и реальная виртуальность

Из-за репрессий немыслимого уровня беларусский протест перетек в виртуальную среду с отсутствием реальных механизмов для демсил по воздействию на ситуацию внутри страны.

Единственные рычаги, которые остались у демсил: работа в медиа с попыткой донесения своей повестки через доступные платформы; попытка создания параллельного «виртуального» государства; работа на международном уровне — требование введения новых санкций, попытка не дать выйти беларусскому вопросу из повестки дня международного сообщества.

Реальную, материальную угрозу эти действия не несут и режим успешно научился их игнорировать.

Как бы это анекдотично ни звучало, но реальные, материальные удары по режиму Лукашенко, которые игнорировать невозможно, наносили и наносят обитатели виртуальной реальности — группа хакеров, более известная нам как «Киберпартизаны». 

Спектр их операций широк: начиная от удаленной распечатки протестных листовок с принтеров Академии наук и заканчивая нарушением автоматизированной работы БелЖД, что позволило существенно замедлить переброску российских войск в Украину. 

«Реальность» последствий виртуальных ударов делает «Киберпартизан» наиболее опасными врагами системы. Фактически «Киберпартизаны» — это вольные войска информационных операций, вполне успешно уже на протяжении более двух лет действующие в формате противостояния в киберпространстве. 

Определенного символизма добавляет, что движущей силой беларусского протеста в 2020 году выступили именно айтишники и представители креативного класса. Их система ценностей (меритократизм, мобильность, разнообразие, открытость, индивидуализм, гуманизм) объединила вокруг себя представителей совершенно разных классов в общенациональном протесте против государства и предлагаемой им системы ценностей, характеризуемой первой ступенью пирамиды Маслоу (удовлетворение базовых потребностей: жажды и голода). 

«Киберпартизаны» — наиболее организованная, парамилитарная прослойка протестных айтишников. Логично, что по мере увеличения их роли в противостоянии с государством, им понадобилось свое политическое представительство. А также вполне логично, что в этом вопросе они объединились с новым для беларусского протеста классом — добровольцами. 

Беларусские добровольцы — национальный авангард 

С началом войны фронт беларусской революции расширился с локального до регионального и переместился в Украину. 

Ценности беларусского протеста совпадают с теми ценностями, которые отстаивают украинцы, борясь за свое государство. Что сделало их естественными союзниками беларусов. 

В то же время режим Лукашенко обнажил ту цену, которую заплатил за поддержку Кремля — утрата фактического суверенитета и контроля над территорией страны, переход в статус «автономной республики» в формате Российской Федерации. 

С этого момента беларусский протест приобрел новые черты. Теперь это не просто борьба за демократические преобразования в обществе, а национально-освободительная борьба за само существование нашей нации и государства. 

Вместе с тем поражение Украины в войне и установление в регионе «русского мира» полностью исключает какое-либо будущее для Беларуси как субъекта международного права. 

Потому наиболее пассионарные и авантюрные национально-ориентированные патриоты влились в ряды защитников Украины с осознанием того, что, проливая кровь за независимость Украины, они проливают кровь за независимость Беларуси. В своей борьбе на кон они ставят наивысшую цену — собственную жизнь. Что подчеркивает искренность их намерений.

Эти люди — авангард нашей нации. И тоже вполне логично, что по мере расширения им понадобилось свое политическое представительство.

С «Киберпартизанами» их объединяет «реальность» влияния на ситуацию. Их объединение — это большой шаг для улучшения координации между двумя структурами, которое поможет нанести по режиму наибольший реальный урон. 

А создание нового политического центра сила в Киеве сыграет на руку всем протестным силам.

Реанимация беларусской революции

Отсутствие каких-либо успехов и побед деморализовало множество наших соратников по борьбе. Качественно новый проект освобождения страны военным путем может вернуть значительную часть людей в протестный дискурс.

А также привлечь новых сторонников, которых изначально не устраивала тактика и методы, предлагаемые демсилами.

Это особенно важно в условиях «кадрового голода», который испытывает наше движение. Среди новых и вернувшихся соратников могут быть уникальные специалисты, которые закроют дыры в сферах, даже не связанных с программированием и военным делом: экономикой, международными отношениями, культурой и другими.

Также создание нового политического центра «взбодрит» соратников, оказавшихся на периферии протестного дискурса по причинам невостребованности их навыков в существующей парадигме. 

При грамотном подходе новый проект создаст множество форм для реализации и увеличит уровень социальной мобильности внутри закостеневшей экосистемы. Что сможет снова вдохнуть в нее жизнь. 

В конце концов этот проект может сработать. Риски полного вступления Беларуси в войну остаются огромными, а значит — огромны и риски переброски войны на территорию Беларуси. 

Существование сильного военно-политического проекта позволит национально-ориентированным силам не упустить момент и встать во главе процесса деоккупации.

В противном случае мы рискуем отдать нашу страну на растерзание третьих сил без учета интересов самих беларусов. 


Фото TATYANA ZENKOVICH / EPA / ТАСС

Риски

Среди противников военного проекта бытует поверье, что беларусские добровольцы не смогут вступить на территорию Беларуси, потому что война закончится на территории Украины. А сами добровольцы будут разоружены и распущены.

Да, такой вариант развития возможен. Как и тысячи других возможных вариантов, по той простой причине, что война — довольно непредсказуемое мероприятие.

С такой же долей вероятности может быть распущен телеканал «Белсат», в случае изменения внешней политики Польши. Или же офис Тихановской, в случае смены власти в самой Литве.

Политика — это всегда невероятно рискованное дело. Но если на кону существование нашей страны и нации, то кем мы будем, если откажемся рисковать? 

Фото / Пресс-центр УКМЦ

Ранее

Англия vs Франция 1:2. Что нужно знать об этом матче

Далее

Режим даст военным 33 тысячи бесплатных квартир за лояльность

Читайте далее