В Беларуси начался первый заочный суд против администраторов Telegram-канала «Чёрная книга Беларуси», публиковавшего данные силовиков. Все фигуранты дела находятся за пределами Беларуси. Как проходят заочные суды, кто защищает обвиняемых и кто на очереди? Рассказываем в материале.

Сегодня в Минском городском суде начался первый заочный суд: на нем рассматривают дело против администраторов Telegram-канала «Чёрная книга Беларуси». Янину Сазанович, Даниила Богдановича, Ольгу Высоцкую, Валерию Занемонскую, а также медиаменеджера Дмитрия Навошу обвиняют в разжигании расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни и в незаконных действиях в отношении информации о частной жизни и персональных данных. Все фигуранты дела находятся за пределами Беларуси, но, несмотря на это, суд просил их явиться на процесс. Им грозит заочное лишение свободы сроком до 12 лет.

Следующий заочный суд пройдет в пятницу, 19 декабря. На нем будет рассматриваться дело в отношении Александры Герасимени и Александра Опейкина. Создателей Беларусского фонда спортивной солидарности обвиняют по ч.3 ст.361 УК РБ. Эта статья предусматривает наказание в виде ограничения свободы на срок до пяти лет или лишения свободы на срок от двух до пяти лет. По делу также проходит отец Александры — Виктор Герасименя, его обвиняют в призывах к санкциям, он не задержан.

Известно, что готовятся суды против лидеров демсил Светланы Тихановской и Павла Латушко. А также в отношении руководителей Telegram-канала «NEXTA» — Степана Путило и Яна Рудика, силовики их обвиняют в 13 статьях УК РБ. Недавно начался процесс спецпроизводства в отношении Вадима Прокопьева, Игоря Чемякина и Дениса Хамицевича.

Что такое заочный суд и зачем понадобилось нововведение?

Заочные суды — нововведение нелегитимных властей. В июле Лукашенко подписал закон об изменениях в УК РБ, которые позволяют заочно судить находящихся за рубежом беларусов. Для этого было введено еще одно новшество — «специальное производство», оно позволяет вести следственные действия по уголовному делу в отношении фигуранта, находящегося за границей. После завершения спецпроизводства дело передают в суд.

Заочные суды не только способ давления на нелояльных режиму граждан, но и инструмент для конфискации имущества у тех, кто признан нелегитимными властями экстремистом.  

Может ли фигурант участвовать в суде и кто представляет интересы в его отсутствие?

Заочный суд над администраторами «ЧКБ»

По делу администраторов «ЧКБ» адвокаты назначены постановлением следователей. Ольга Высоцкая хотела участвовать в суде по видеосвязи, но судья отказала и предложила присутствовать лично, рассказывает девушка «Медиазоне». После этого девушка написала ходатайство об отказе от адвоката, а также попросила разрешить ей самой представлять свои интересы в суде и еще раз напомнила, что готова участвовать в процессе по скайпу. Позже девушка связалась с назначенным ей адвокатом и предложила провести онлайн-консультацию, чтобы представить свою позицию по делу. Ответа не последовало, но Высоцкой удалось до него дозвониться, он не был заинтересован в разговоре и пообещал перезвонить, после чего защитник ее заблокировал.

Назначенные адвокаты по уголовному делу в отношении Павла Латушко и Светланы Тихановской уже знакомятся с материалами дела. О назначении адвоката рассказали провластные СМИ, с политиками они не связывались. Павел Латушко публично отказался от назначенного ему адвоката на предстоящем заочном суде и выразил ему недоверие.

Ранее

Мобилизационное предписание: что важно знать беларусам?

Далее

Репрессии, недельная сводка из беларусского концлагеря

Читайте далее