В Беларуси на этой неделе запретили Человека-паука, Хагги Вагги, праздник Хэллоуин и другие происки проклятых капиталистов. Чиновники мотивировали запрет тем, что эти явления противоречат «традиционным беларусским ценностям», зато потворствуют «западным». Занять освободившееся культурное пространство чиновники советуют советскими мультфильмами. Какие ценности пропагандируют советские мультфильмы и что за «западные ценности» — выяснял Ян Рудик.
«Традиционные ценности» сами по себе довольно расплывчаты и едва ли кто-то даст им конкретную дефиницию. Чтобы охарактеризовать их наиболее общо, поставим между «традиционными ценностями» и «традиционными семейными ценностями» знак равно. То есть — полная патриархальная гетеросексуальная семья с несколькими детьми. Немного поспекулируя, прибавим к этому патриотизм и религиозность для полной картины.
В целом звучит неплохо, и запрос на такое явно есть в консервативном беларусском обществе. Но насколько это соответствует советским мультикам, которые планируют насаждать чиновники? Узнаем это с помощью экспертов по традиционным ценностям — беларусских националистов из организации «РУХ».
Буквально на этой неделе, параллельно введению запрета, активисты «РУХа» провели акцию памяти Винцента Гондлевского — католического священника, который руководил националистическим беларусским подпольем во время немецкой оккупации. Немцами же он и был убит в 1942 году.
Куда уж более традиционно, ценностно и с беларусским колоритом — представить сложно. Для того, чтобы понять, насколько советские и западные мультфильмы соответствуют беларусским традиционным ценностям, я пересказал активистам «РУХа» их сюжеты. И предложил оценить их по шкале традиционализма от 1 до 10. Где 0 — это Иван Эйсмонт, а 10 — Павел Северинец. А в конце посмотрим — какой мультик чей. Итак:
- Представитель золотой молодежи куражится и ищет приключений на голову. Вскоре он натыкается на преступника, у которого с собой есть странный порошок. Новый знакомый объясняет, что если его вдохнуть, чувства значительно обострятся и мир вокруг изменится. Главный герой не раздумывая кидается в пучину странных и пугающих образов.
«Гучыць, як прапаганда чагосьці забароненага і цягне на доўгі тэрмін. Каб не пасадзілі — ставім 0. Дзеці, не балуйцеся наркотыкамі».
- Семейная пара обнаруживает на улице ребенка, который демонстрирует богатырскую силу. Они забирают его в свою семью. Когда ребенок подрастает, он идет совершать подвиги, проходит множество испытаний, спасает возлюбленную и наказывает злодея.
«Сюжэт нагадвае нейкі шклоўскі эпас з навін БТ ці АНТ. Але па традыцыйных каштоўнасцях тут чысты Павал Севярынец».
- Торговец обменивает свою дочь на растение у могущественного, но уродливого мужчины. Дочь живет в особняке в качестве наложницы, но в процессе у нее появляются романтические чувства к своему пленителю. В сердцах она рассказывает ему о том, как скучает по дому. Мужчина отпускает ее повидать родных, но обязывает вскоре вернуться назад, шантажируя собственной смертью.
«Таргоўля людзьмі, бананамі, а не, толькі людзьмі. Ну і плюс тыпічны прыклад стакгольмскага сіндрому і маніпуляцый. Ставім Ваню Эйсманта, і берагіце сваіх дзяцей».
- Ядерный апокалипсис в мире будущего. В единственном уцелевшем доме продолжают работать механизмы, ранее обслуживающие ныне погибших хозяев дома: готовят пищу, занимаются уборкой, убирают постели, отпугивают выживших городских животных, некоторые из них умирают. В доме случайно возникает пожар, который уничтожает строение.
«Прыкладна так прапагандысты апісваюць Беларусь пасьля сыходу Лукашэнкі. Традыцыйныя каштоўнасьці тут ацаніць складана, таму рандомна ставім шасьцёрку, ну то бок Алега Гайдукевіча».
- Отец с дочерьми переезжают в деревню и заселяются в старый дом. Мать девочек тяжело больна и находится в больнице. Гуляя в лесу, девочки знакомятся с добродушным волшебным зверем. В ходе повествования он помогает найти потерявшуюся сестру и проведать больную маму. В конце фильма мама выздоравливает и возвращается домой, главная героиня идет в школу и заводит там новых друзей.
«Ну тут поўная ідылія, да якой нават вялікая і жахлівая Вольга Бондарава не падкапаецца. Адназначна ставім Паўла Севярынца, і няхай вашыя бацькі не хварэюць».
- Главного героя порицают в обществе из-за голубизны. На него нападает токсично маскулинный антагонист и склоняет к абьюзивным отношениям. На выручку главному герою мчится еще один мужчина, он побеждает абьюзера и вместе с главным героем уходит в закат.
«Жахлівы сон, ад якога ў поце прачынаецца Азаронак. Па традыцыйных каштоўнасцях тут, канешне, Ваня Эйсмант. Вярніце дзецям вясёлку!»
- На страну нападают враги. Чтобы не опозорить семью, юная девушка переодевается в военную форму и присоединяется к армии. После множества злоключений девушке удается спасти страну, найти себе мужа. В конце она посещает храм, чтобы отдать дань уважения семейной традиции.
«Ну тут адназначна нешта на традыцыйнакаштоўным. І гераізм, і сямья і царква. Ставім Севярынца з Дашкевічам, то бок 10 з плюсам».
- Мужчина находит клад, и его жена спешит поделиться со всеми радостью. Пожираемый жадностью муж начинает выставлять ее сумасшедшей.
«Тыпічная бытавая драма. Але ўлічваючы, што ў нас прынята хаваць сваю жонку ад людзей, а потым не падпускаць іншую маці да сына, то ў прынцыпу традыцыйна, ну так, па-шклоўску. Па лукавай шкале тут, канешне, 80,1%, ну а мы ставім 0, і шануйце вашыя палоўкі».
- В королевстве есть две сестрицы-царевны, чьи отношения не ладятся. Одной из них предлагает руку и сердце добрый молодец из соседней державы. Оказывается, что он затеял неладное и хочет погубить царевну, чтобы самому править королевством. Сестры понимают, что главное — это семья, и побеждают злодея, объединив свои силы.
«Прыгожая казка, асабліва канцоўка пра аб’яднаньне. Эх, нашай бы апазыцыі яе пачытаць. Ставім дзевятку, бо адзін бал пасьпелі распілаваць на грантах».
Угадали мультики? Итак.
- Советский мультфильм «Халиф-аист», 1981 год. Скучающий Халиф думает, чем бы себя развлечь, и встречается со злым волшебником и его порошком. Порошок позволяет превращаться в животных и понимать язык зверей. Мульт до ужаса психоделичный, с элементами зоофилии и сомнительным хэппи-эндом, пропитанным безысходностью.
- Икона американской культуры и «западных ценностей» — Супермен. Главный герой — сирота с другой планеты, усыновленный земной парой. Спасает мир и борется со злом, любит одну женщину, работает журналистом. Практически как я! Но цензуру беларусских чиновников он не пройдет.
- Похищения, абьюз, манипуляции — это все советский мультик «Аленький цветочек» 1952 года. «50 оттенков серого» нервно курят в сторонке. То что нужно беларусским детям — считают в Минкульте.
- Даже без иносказания я описал сюжет советского мультика «Будет ласковый дождь» 1984 года. Ядерный апокалипсис, безысходность, пугающий робот. Такая прелесть явно не спровоцирует асоциальное поведение у детей.
- Не западный, но вполне «капиталистический» японский мультик «Мой сосед Тоторо» в стиле аниме от легендарного Хаяо Миядзаки. Кстати, особо лютые скрепные психи в нем усматривали педофилию.
- Старый добрый советский «Голубой щенок» 1976 года. Психоделичен, безумен, бессмысленен. Как говорил главный герой мультика: «Если всеми ты любим — быть неплохо голубым!»
- Диснеевская принцесса Мулан. История о китайской девушке, которая исповедует традиционные верования, вместо старика отца идет защищать страну от вражеской агрессии и строит любовь с другим воином. Ох уж эти «западные ценности»! Нашим детям такое не надо, врубайте про «ласковый дождь».
- Советский мультфильм 1989 года «Наваждение». Тьма, мутанты со звериными мордами и мужененавистничество, граничащее с мизантропией и нигилизмом. Любо!
- История про царевн — это «Холодное сердце», один из самых продуманных и хорошо прорисованных мультиков «Диснея». Богу такое не нужно, не нужно и нашим советским людям!
Конечно, было бы неправдой сказать, что все западные мультики — это образец целомудрия, а советские — это психоделическая дичь. Но отрицать то, что советские мультфильмы тотально морально устарели, — было бы глупо. Чиновники вынуждены обращаться к ним, потому что ничего нового, кроме «Маши и медведя» и серии про приключения богатырей, аниматоры «Союзного государства» не изобрели.
И это, прошу заметить, я еще детский кинематограф «Беларусьфильма» не упоминал. Там вообще полный отвал башки. И если это соответствует «традиционным беларусским ценностям» — то можете считать меня безродным космополитом. Даже не обижусь.