Лукашенко объявил 2023-й годом мира и созидания в Беларуси. Звучит сюрреалистично? О чем это может говорить и какие тематики ранее присваивал годам диктатор — разбирался Ян Рудик.

Присваивать году какое-то тематическое направление Лукашенко впервые затеял в 2005-ом году и нарек грядущий 2006-й — годом матери. В законе значилось, что это нужно для «повышения престижа материнства в обществе». Однако реальные причины, естественно, крылись в другом.

2006 год должен был стать годом тяжелых выборов. За два года до Лукашенко провел референдум, который обнулял предыдущие президентские сроки и позволял ему баллотироваться бесконечное количество раз. 

Вкупе с предыдущими референдумами это означало окончательное установление в стране авторитарной пророссийской диктатуры. Что, конечно, нравилось далеко не всем.

Тогда, наверное, впервые в полную меру Лукашенко применил тактику подкупа. В законе значилось: «Начиная с 2006 года, многодетным матерям, награждаемым орденом Матери, производится единовременная денежная выплата в размере пятикратного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. При этом используется наибольшая величина бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала перед датой награждения».

В последующем многодетные матери станут одной из целевых аудиторий диктатуры. Кружить их легко и приятно, одной подачке радуется сразу много электоральных людей: мама, папа, бабушки, дедушки. 

А предлог благовидный, ультрапопулистский. Ну кто выйдет и скажет, что многодетных матерей надо в чем-то урезать?

Впрочем, это была первая и последняя конкретика при «титуловании» годов. После этого постановления ограничивались какой-нибудь ни к чему не обязывающей подводкой а-ля «в целях создания условий для дальнейшего формирования здорового образа жизни, развития здравоохранения, физической культуры и спорта, обеспечения экологической безопасности, сохранности нравственных ценностей и культуры взаимоотношений объявить в Республике Беларусь 2008 год Годом здоровья».

И приказами чиновникам что-нибудь в связи с этим выдумать и сделать по следующему универсальному шаблону: «Совету Министров Республики Беларусь утвердить состав организационного комитета и республиканский план мероприятий по проведению в *номер года и название его тематики* и принять иные меры по реализации настоящего Указа. Облисполкомам и Минскому горисполкому утвердить региональные планы мероприятий по проведению в *номер года и название его тематики*. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования».

Складывается впечатление, что в дальнейшем тематику годов Лукашенко выдумывал за 15 минут до подписания указа, особо не заморачиваясь: 2007 год — год ребенка в Беларуси; 2008 год — год здоровья в Беларуси; 2009 год — год родной земли в Беларуси; 2010 год — год качества в Беларуси; 2011 год — год предприимчивости в Беларуси (бу-га-га); 2012 год — год книги в Беларуси; 2013 год — год бережливости в Беларуси; 2014 год — год гостеприимства в Беларуси; 2015 год — год молодежи в Беларуси; 2016 год — год культуры в Беларуси; 2017 год — год науки в Беларуси.

В 2018 году фантазия кончилась: три последующих года в Беларуси прошли под эгидой малой родины. 

Естественно, никто никакие тематические мероприятия не проводил. Да и вообще, о том, что у беларусских годов существует какая-то тематика, большинство беларусов узнало только в 2020 году.

Тогда большинство беларусов в принципе много интересных вещей узнали о стране, в которой живут.

На фоне протестов и репрессий Лукашенко объявил, что 2021 год будет годом народного единства. Кого-то это даже обнадежило: мол, репрессии пойдут на спад, жесть прекратится, а на ВНС седомудрые старцы дадут старт развитию партийной системы. 

Но все получилось с точностью до наоборот. «Национальное единство» в представлении Лукашенко и его друзей — это когда все едины в обожании «Батьки». А кто не един — тот за границей, сидит или в могиле.

2021 год прошел под знаком небывалых репрессий и небывалого оттока людей из страны. «Президентские журналисты» и «батькины эксперты» совершенно перестали стесняться в выражениях, началась стигматизация сторонников перемен.

фото Витебский Вестник

Также был введен «День народного единства» — по кальке с российского. Пускай его наполнение отличается, но суть остается одна — полонофобия. 

Полонофобия стала тематикой 2022 года. Или как его назвали — «год исторический памяти». Под «исторической памятью» Лукашенко понимает осквернение польских могил, изгнание из страны всего беларусского и насаждение советского мифа в удвоенных темпах.

Вообще, в информационно-культурном дискурсе государства с этой «исторической памяти» началась очевидная милитаризация.

БССР окончательно принят отправной точкой беларусской государственности, весь ранний опыт — перечеркнут. Культивирование легенды, что беларусы — это такие верные слуги русских, которые с ними и в горе, и в радости. И открытое название врагов: Польша и «украинские националисты».

С учетом всего этого можно судить, что год мира и созидания окажется годом войны и деструкции. Как обычно, вполне осознанно и цинично. 

Ранее

Репрессии. Недельная сводка из беларусского концлагеря

Далее

Беларусь и Россия проведут авиационные учения

Читайте далее