Экономический прогноз нелегитимного правительства разительно отличается от прогноза мировых финансовых институтов: чиновники планируют рост экономики, в то время как Всемирный банк предрекает еще большее падение. Правда находится посередине, считают экономисты. Что ждет беларусскую экономику? И что будет с ценами в 2023 году? Рассказывает эксперт.

Поскольку экономика находится на ручном управлении, во многом она будет зависеть от развития ситуации в Украине, а также межличностных отношений Лукашенко и Путина, объясняет экономист Лев Львовский. В таком случае можно говорить о базовом сценарии и различных шоках вокруг него.

 «В базовом сценарии никаких предпосылок для роста экономики нет. Единственный позитив, который можно предположить в 2023 году — это приспособление к санкциям, которые уже введены, при условии, что новых вводиться не будет. В таком случае экономика немного вырастет относительно 2022 года, однако возврата к росту 2021 года не предвидится», – поясняет экономист.  

Тот факт, что нелегитимное правительство ожидает позитивных цифр, объясняется довольно просто. По мнению Льва Львовского, за этим стоит план начать необеспеченную эмиссию денег, то есть включить печатный станок, а после вложить эти деньги в негосударственные инвестиции. При этом ищутся и дополнительные средства для пополнения бюджета.

«Мы понимаем, что у нас идет операция “скребем по сусекам” — увеличиваются практически все налоги. Соответственно, все эти деньги будут складываться в Банк Развития, а он будет инвестировать их в новые проекты. Деньги будут фактически забираться у одной категории людей и инвестироваться во что-то», – говорит эксперт.

Такие вложения в долгосрочной перспективе редко окупаются в Беларуси, в качестве примера неудачных инвестиций беларусских чиновников Лев Львовский приводит проблемные заводы «Березатара» и  Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат, в которые были вложены миллионы на модернизацию, однако первый был ликвидирован из-за банкротства, второй — оказался провальным и убыточным проектом. В краткосрочной перспективе такие действия действительно могут привести к неустойчивому увеличению, в среднесрочной перспективе такой рост откатывается и съедается инфляцией, поясняет эксперт.

«Чуть лучше дела будут обстоять, если удастся занять побольше денег у России, в таком случае деньги хотя бы не будут взяты у наших вкладчиков. Если новых негативных шоков не поступит в нашу экономику, то мы можем видеть позитивные цифры в 2023 году. Но нужно не забывать и о мировых тенденциях, например, мировой рецессии», – добавляет Львовский.  

Что будет с ценами?

Прогнозировать ситуацию с ценами довольно сложно, ведь управление экономики ручное. Сейчас цены административно искусственно сдерживаются, в перспективе это может привести к тяжелым последствиям и к ухудшению финансового положения, прежде всего это коснется беларусских производителей, объясняет экономист.

«Делать прогнозы очень сложно, надо фактически догадываться, что происходит в голове у Лукашенко. Если правительство захочет передумать, чиновники побегут к Лукашенко и будут его убеждать ослабить хватку и контроль цен, в таком случае цены поползут вверх. Если предприятия смогут найти способ извернуться или если Лукашенко не будет слушать своих советников и чиновников, которые хоть что-то понимают в экономике, то мы можем ожидать продолжения или даже усиления контроля государства над ценами. Тогда последует дальнейшее снижение цен», – говорит Лев Львовский.

Цены сейчас снижаются на эффекте страха, считает экономист. Несколько предпринимателей сидят в тюрьме и уголовные дела не закрыты, если такая тенденция продолжится, то эффект страха будет продлен. «Правда, надо помнить, что в таком случае предприятия начнут работать себе в убыток, так как их хозяева просто не захотят садиться в тюрьму, тогда система может дать более масштабный сбой», – заключает Львовский.  

Ранее

На гомельском телевидении массовые увольнения 

Далее

Новости регионов: план задержаний на 2023 год и зачистки на гомельском ТВ

Читайте далее