Недавно «Центр новых идей» и инициатива «Народный опрос» презентовали исследование, в котором беларусская диаспора рассказала о том, собирается ли возвращаться в Беларусь. Бывший директор института социологии НАН Геннадий Коршунов проанализировал результаты исследования и сделал несколько интересных выводов.
Если суммировать ответы на вопросы о возвращении, то получится, что только 42% опрошенных собираются возвращаться в Беларусь после падения режима.
Коршунов отмечает, что все волны эмиграции за последние 20-25 лет связаны с «фактором Лукашенко». Они также напрямую связаны с репрессиями, ощущением личной небезопасности и бесперспективности страны.
«Пока этот фактор остается в силе, все рассуждения о перспективах возвращения будут гипотетическими и скорее пессимистичными», – считает он.
По словам Коршунова, в результатах опроса нет никакой трагедии. Нормально, что большинство беларусов либо не хотят возвращаться домой, либо не знают, вернутся ли.
«Как возвращаться, когда по факту возвращению из той же Польши в Беларусь уже задержано несколько десятков человек? Ползти на коленях и каяться? Или обращаться в комиссию по помилованию к генеральному прокурору Шведу? Принимая во внимание все это, я не вижу никакой трагедии в полученных цифрах, они отражают доминирующие настроения в ситуации неопределенности и исходящей от режима опасности».
По его мнению, ситуация будет только усугубляться. Строить планы на будущее в Беларуси с «фактором Лукашенко» очень сложно. Но когда он исчезнет, произойдет «позитивный поворот».
«Насколько будет высок эмоциональный подъем и каков будет масштаб репатриации, предсказать невозможно. Здесь ключевую роль будет играть фактор времени: чем больше лет пройдет — тем меньше будет масштаб возвращения, чем раньше режим зашатается и рухнет — тем больше людей вернутся сразу же».
Коршунов считает, что будет несколько волн возвращения беларусов. Сначала вернуться самые мотивированные, а потом те, кто более прагматичен и осторожен. Конечно, будут те, кто не вернутся, но все же они будут сохранять связь со страной и чувствовать себя беларусами.