Недавно «социально-ориентированное» государство сделало шаг в 0,5% навстречу людям с инвалидностью. Пока одних неугодных сажают в тюрьмы, другим неугодным (вернее, неудобным) сделали одолжение в виде «значительного» повышения социальных выплат. Рассказываем, что за последнее время изменилось в отношении беларусов-без-функции в стране неслучившейся инклюзии.

Министерство труда и социальной защиты решило сделать запоздалый подарок жителям Беларуси и выкатило указ о повышении бюджета прожиточного минимума. Как обычно, звучит постановление воодушевляюще (если не считать непослушную инфляцию), но на деле оказывается, что бюджет в среднем вырастает с 339,83 до 341,48 рубля, то есть увеличится на баснословные 1,65 рубля, или на 0,5 процента от предыдущей суммы. Ровно настолько же вырастут и пенсии для людей с инвалидностью.

Словом, все эти новые витки глубокой озабоченности благосостоянием всех слоев населения больше похожи на инфоповод («посмотрите, какие мы заботливые») для провластных СМИ.

Кстати о витках. Напомним, в прошлый раз в Совмине утвердили закон о решении проблем инвалидов в «жилом массиве» (постановление №948 «Об обеспечении доступной среды для инвалидов в жилищном фонде»). Казалось бы, наконец-то достучались, и проблемы людей с инвалидностью вышли на уровень «нормативных актов» и прочих государственных бумажек — может, скоро будет, как в загнивающей Литве, с их раскладными пандусами для инвалидов-колясочников в каждом автобусе?

Вот только не стоит забывать, что у всякой беларусской «доступности», как правило, есть темная сторона (об этом мы уже писали здесь).

Чудо-пандус для инвалида в Минске / Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников

Просто на «планете Белоруссия» на каждый правовой акт, который для людей, а не для государства, приходится лазейка. И формальные проявления заботы заканчиваются ровно тогда, когда встает вопрос о финансировании. Яркий тому пример — пациенты со СМА и неслучившееся инклюзивное образование.

Режимы вроде нашего, как правило, не пользуются категориями «преодоление неравенства», «свобода», «качество жизни» и «демократизация», подменяя их «силой-прежде-всего», стигматизацией любой «ненормальности» и исключения нежелательных лиц. И в Беларуси нежелательны не только лица, проводящие «одиночные пикеты» белыми листиками на окнах, но и «дорогие пациенты», люди-без-функции. Это не так очевидно, как с репрессиями, но сегодня режим держится в том числе и на этих «ценностях».

Реальность беларусского островка стабильности такова, что всем просто «не до людей».

Причем как режиму, буквально «исключающему из жизни» все то, что не режим, так и разрушенным НГО. Даже негосударственные СМИ сегодня предпочитают тему политики проблемам инклюзии.

Закономерно, что представление общества об ином по-прежнему остается противоречивым, а дискриминирующее отношение в сфере труда и образования, к сожалению, продолжает оставаться характерной чертой беларусской ментальности.

Это норма, когда человек с инвалидностью не может выйти (и войти) в свой подъезд — а если удалось, то сражается с высокими бордюрами, не говоря уже о стигматизации и неготовности общества принять «другое». Это норма, когда уровень зарплаты тьюторов больше напоминает единовременную выплату волонтерам от неравнодушных граждан.

Тем временем беларусов с инвалидностью (не получающих должной поддержки) — официально около 530.000. Если добавить к их проблемам обезглавленные на фоне репрессий социальные проекты, то новое постановление о повышении социальных выплат инвалидам выглядит, как руины с подкрашенным фасадом. 

Фото иллюстративное / raik.by

Ранее

Совет Европы начинает реализовывать план по поддержке Беларуси

Далее

«Системе не нужна осознанность». Психолог о секспросвете по-беларусски

Читайте далее