Рассказываем про крутое беларусское кино (так бывает) — официальное и не очень. Некоторые фильмы сняты настолько же амбициозными, насколько аутсайдерными деятелями беларусского интеллектуального подполья — их картины миновали «широкие круги» и даже интернет (но не нас).
К сожалению, конвейер «Беларусьфильма» в основном замещает творчество производительностью и российскими сериалами. Так что многие беларусы (и не только) уверены, что наше кино — это по большей части профанация и паразитирование на ВОВ: у нас, мол, снимают мало кому нужные, кроме узких кругов «придворных», патриотические картины, культурная ценность которых вызывает глубокие сомнения и летаргическую безысходность (и чувство жесточайшего «патриотизма» у школьников).
Тем не менее недооцененный беларусский кинематограф местами посложнее Мейерхольда.
Сразу оговоримся, что то же беларусское кино про ВОВ — это не всегда патриотическая жвачка. Есть, например, «Иди и смотри» (концепт фильма полностью принадлежит беларусской стороне, большая часть снята на территории современной Беларуси):
В центре сюжета — маленький беларус, ставший невольным свидетелем ужасов нацистской карательной акции (а потом седым стариком). Но не будем о том, что и так рядом.
Лучше о начале конца распада империи зла — восьмидесятые. В это время беларусский кинематограф, наконец, занялся не только фильмами про партизан в контексте подвига Советского Народа и вышел на принципиально новый, подчеркнуто национальный уровень. Ласточка ренессанса нашего кинематографа — экранизация «Дзікага палявання караля Стаха» Короткевича 1979 года. Мистический триллер — смелая новаторская идея (хоть фильм и озвучен по-русски).
Если кто забыл: все происходит в конце XIX века на Полесье, куда приехал молодой ученый-этнограф Андрей Беларецкий. Парень поселился в небольшом имении Болотые Ялины, хозяйка которого — последняя представительница старинного дворянского рода — рассказала страшную историю о короле Стахе (он, мол, изредка охотится на членов ее семьи).
Словом, вышел очень атмосферный хоррор — хотя сделан, что называется «из подручных средств».
Вообще восьмидесятые — время тематической лихорадки, так что из потуг беларусского кинематографа выбрать что-то дельное было довольно сложно.
Зато с развалом СССР и приходом к власти «крэпких хазяйственикау» развивается «альтернатива», фиксирующая процветающий агротреш. А еще, что важно, разваливается студия «Беларусьфильм» — и псевдосвободомыслия становится еще больше.
Вот тут-то и появляется одиозный режиссер Юрий Хащеватский — идейный вдохновитель и автор «нетленок» вроде:
- «Обыкновенного президента» (о заурядной судьбе незаурядного «подшкловца»)
- «Плошчы», снятой после событий 2006 года (олды тут?)
… И некоторых не особо известных, но не менее одиозных картин мэтра.
Идем дальше: середина 90-х. Вот тут беларусские музыканты обыгрывают посыл Сергея Образцова, направленный на сами-знаете-кого:
У фильма-концерта — оригинальное название (скопированное с оригинала) и колоритный посыл, связанный с судьбоносными событиями беларусской весны 1996 года.
Замечены «Крама», «Neuro Dubel», Шалкевіч и другие не менее значимые для беларусской культуры-нормального-человека персонажи и личности.
На основе неформальной тусовки «БумБамЛіт» и прочих альтернативных образований, знающих запах свободы (и разума), появляется уникальная газета «Навінкі» (отсылка понятна: Центр психического здоровья «Новинки» + навіны), при которой со временем сформировался творческий движ.
Ребята доросли и до видеопродакшна: первое официальное видео под провокационным названием «Случай з пацаном» (в релизе отметили, что фильм «уровнем повыше модного в то время ватного хита «Брат 2”»). Хотите немного атмосферы свободной Беларуси начала 2000-х? Настоятельно рекомендуем:
Кстати, в картине мелькнул дом, где жил так называемый убийца Джона Кеннеди — Харви Ли Освальд.
У студии есть целая куча занимательных картин — их легко можно найти на просторах паутины. Выделим фильм-пародию «Гудбай, бацька» — остроумная отсылка к нашумевшему в середине 2000-х полотну «Гудбай, Ленин». Как писал (бормотал) классик, «лучше один раз увидеть», так что «Иди и смотри»!
В начале нового тысячелетия власти озаботились возрождением «Беларусьфильма» и по горячим следам 2010-го за деньги налогоплательщиков создали шедевр с позавчерашними звездами Голливуда — «Мы, братья». Надо ли говорить, что фильм с ошеломляющим успехом провалился даже в беларусском прокате.
Нет, мы не сгущаем краски. Из не самых плохих реализованных проектов: «Масакра», «Точка», «Гараш» (с вокалистами легендарных Neuro Dubel!) и «Хрусталь». Последний, кстати, напомнил миру, что в Беларуси умеют делать стильно — «Хрусталь» даже вошел в лонг-лист номинации на премию «Оскар».
И напоследок о картинах, которые отсняли намедни выборов 2020-го — тех, кого из-за «экстремистской» (вернее, зашкаливающе национальной) повестки положили «на полочку». Речь о фильмах:
- «Купала»
- «Авантуры Пранціша Вырвіча»
В этих фильмах — не только художественная ценность, но и угроза великому и ужасному беларусскому «вехтару» развития страны. Тем не менее минимум две версии «Купалы» сегодня можно найти на просторах интернета. И обе неплохие.
Надеемся, что в новой Беларуси не будет дурацкой цензуры и каждый сможет снимать, показывать и смотреть «сваё кіно».
Фото: скриншот из фильма «Гараш».