Госрегулирование цен уже привело к сокращению ассортимента в магазинах. Несмотря на негативные эффекты от подобных мер, нелегитимные власти не собираются останавливаться, в планах — ограничение цен на импортные товары. Возникнет ли дефицит? И что будет с импортом? Рассказывают экономисты.

С момента введения моратория на цены прошло четыре месяца, за это время ассортимент продуктов и непродовольственных товаров значительно сократился. Нередко стеллажи в магазинах заставлены только одним видом продукта, а выбор других наименований стал очень скудным. Однако чиновники уверяют, что никакого сокращения товаров не произошло, а полки магазинов заполнены, как и прежде.

Если на местных производителей нелегитимные власти могут повлиять запугиваниями и репрессиями, то в отношении импортеров это не действует. Теперь бороться с ценами будут и в отношении импорта, однако, каким образом это будет осуществляться — неизвестно. Одно можно сказать точно — введение моратория отразится на ассортименте.

Заверения чиновников о том, что госрегулирование цен никак не отразилось на ассортименте — неправда, отмечает академический директор BEROC Катерина Борнукова. Речь не идет о том, что совсем нет выбора, ассортимент хоть не критично, но все же сузился.

«Сузится ли он от дальнейших ужесточении? Да, скорее всего, незначительно. Условно говоря, из десяти видов шампуня останется семь, но несомненно кто-то перестанет находить свою любимую марку. Любые такие меры ограничивают возможности в первую очередь беларусов», – отмечает эксперт.

Ведь если какой-то товар продается со слишком большой наценкой, нас никто не заставляет его покупать в ситуации конкуренции, отмечает Катерина Борнукова. В такой ситуации борьба чиновников с ценами не имеет смысла и, скорее всего, будет иметь обратный эффект. 

«Если из десяти марок шампуня одна продавалась с большой наценкой, а сейчас эта марка исчезнет, то станет только хуже. Ведь у тех людей, у которых раньше был выбор купить дорогой, но именно тот шампунь, который они хотели, этот выбор исчезнет. В то же время цены на все остальные шампуни подрастут, потому что конкуренция снизилась», – поясняет эксперт.  

Ассортимент будет безусловно сокращаться, одновременно будет ухудшаться и качество некоторых продуктов, считает экономист BEROC Лев Львовский. Ведь если нельзя ввозить товар по нормальной цене, можно ввозить менее качественный товар — либо выдавая его за известную марку, либо честно предупреждая, что это менее качественный и более дешевый продукт.

«С законами рынка ничего не поделаешь, какая-то категория продуктов не исчезнет с беларусских прилавков. Скорее просто сократится ассортимент, например, вместо десяти видов сыра будет восемь, потом семь, и так постепенно мы будем идти куда-то вниз», – объясняет экономист.  

Хоть конкретики по новым ограничениям нет, но очевидно, что повлиять на цены в других странах невозможно, поэтому любые ограничения возможны лишь в отношении перевозчиков.

«Так как власть Лукашенко распространяется только по Беларуси, какие бы меры не были приняты, они будут относиться только к юридическим лицам, которые привозят товар в Беларусь и продают его беларусским ретейлерам», – заключает Лев Львовский.

Ранее

Как распределяется финансовая помощь для демократической Беларуси?

Далее

Тур № 21 La Liga закончился. Вот все результаты

Читайте далее