В Евросоюзе опасаются усилить санкционное давление на режим Лукашенко, так как это может спровоцировать вступление Беларуси в войну. Кроме того, в новом пакете санкций хотят ослабить ограничения на беларусские калийные удобрения. Подробнее о новом пакете санкций рассказал Павел Латушко.
В новом проекте санкций в отношении Беларуси заложено изъятие ограничений в отношении беларусской калийной отрасли. Сторонники снятия санкций аргументируют это ростом стоимости калийных удобрений и, как следствие, ростом стоимости продовольствия во всем мире.
Представитель Объединенного Переходного Кабинета Павел Латушко утверждает, что изъятие ограничений продвигает продовольственное лобби — оно отстаивает личные коммерческие интересы, а также интересы семьи Лукашенко. Поскольку деньги с калийной отрасли идут не только в госбюджет, но и непосредственно в карман диктатора.
Демократические силы настаивают на гармонизации санкций в отношении Беларуси и России, чтобы режим Лукашенко не имел возможности зарабатывать на реэкспорте товаров, запрещенных к ввозу в РФ. Однако ЕС опасается применять новые инструменты давления: в Брюсселе полагают, что новые санкции способны спровоцировать Лукашенко на вступление в войну.
По словам Павла Латушко, европейские политики допускают ошибочную стратегическую оценку роли Лукашенко в войне. Ведь его роль сегодня — создавать угрозу, в то время как роль демсил и европейских партнеров — обессилить режим.
Санкции не могут повлиять на решение Лукашенко о полноценном вступлении в войну, уверен Латушко. Ведь причина невступления лежит в рисках, о которых Лукашенко отдает себе отчет.
«Лукашенко лично не хочет отправлять вооруженные силы Беларуси в Украину. И не потому, что любит украинцев или не хочет поддержать Россию, прежде всего он любит себя и свою собственную власть — именно поэтому он не вступает в войну», – поясняет политик.
Направление беларусских войск в Украину создает для него несколько возможных рисков. Первое — отказ от исполнения приказа частью вооруженных сил Беларуси. Второе — если приказ будет выполнен, появляются убитые внутри Беларуси, что создает триггерную ситуацию.
Частичный отказ от исполнения приказа или внутренние волнения создают проблемы для России, поэтому Путин также отдает себе отчет об этих рисках, считает Латушко. Вступление Беларуси в войну возможно, но при условии, если Россия вернет крупную группировку своих вооруженных сил на территорию Беларуси — тогда часть сил специальных операций могут вступить на территорию Украины вместе с российскими войсками.