Железный занавес превратился из метафоры в беларусскую реальность. Вслед за строительством заборов вдоль границы с неадекватным соседом граничащие с Беларусью пункты пропуска один за другим прекращают работу, а западные страны даже призывают своих граждан срочно покинуть Мордор. Как будут развиваться события и что вообще на уме у Лукашенко?

Хроники материализации железного занавеса 2.0: Польша всерьез рассматривает прекращение работы всех пунктов пропуска из Беларуси, а Литва сокращает сообщение и отказывается обеспечивать бесперебойный поток транспорта через границу (судя по всему, это только начало «флешмоба» наших соседей). Тем временем ряд стран настоятельно рекомендует иностранцам покинуть островок стабильности, что может означать только то, что Беларусь в ближайшее время может стать фронтом войны. 

Так что если вам казалось, что хуже быть уже не может, констатируем: наш концлагерь уверенно превращается в кинговский Купол, изолирующий жителей от реальности.  

О том, к чему все идет и что происходит в голове беларусского диктатора, «Маланке» рассказала историк, политолог и независимая экспертка Роза Турарбекова.

Почему Литва и Польша частично закрывают границы для свободного перемещения?

— Речь на самом деле идет об изоляции и подстраховке на случай новых наступлений даже не из Беларуси — но в том числе и возможного использования ракетных комплексов с нашей территории. 

По поводу рекомендаций иностранцам покинуть Беларусь:

— Упомянутые страны заботятся о своих гражданах, несут за них ответственность. Они боятся возможной транспортировки — это упреждающая, превентивная мера. 

Политолог воздержалась от прогнозов: 

— Во что это выльется — увидим в ближайшие недели. Вполне возможно, что это просто перестраховка. Но пока мы каждый день наблюдаем признаки эскалации изоляции. Транспортная блокада хоть пока и частичная, но она расширяется.

Я думаю, это не случайно, это — согласованные планы. Возможно, западные страны получают информацию по закрытым каналам — и они пытаются предупредить своих граждан.

Дойдет ли до полного закрытия границ?

— Значимость Беларуси, которая и без того была не особо высокой, для Европы сильно упала. Беларусь в основном выполняла роль транспортного коридора, соединяющего рынок Европейского союза и Российской Федерации. Теперь же актуальность этого транспортного коридора падает: транспортировка газа и нефти не актуальна, калий — это наш локальный сюжет, мы не основной рынок сбыта калийных удобрений. Потребительские товары? Да, но в сравнении с энергетикой, на фоне кризиса транспортировки газа и наложения санкций относительно нефти — в этой связи значимость Беларуси также упала. 

Так что логично, что Европейский союз может позволить себе и дальше давить на Лукашенко, который игнорирует их требования, обращения, задерживает европейских журналистов, репрессирует беларусов и, что самое главное, участвует в войне.

GM_Collage / Instagram

— Западный истеблишмент хочет, чтобы российские войска были убраны с территории Беларуси, чтобы инфраструктура была очищена, чтобы Беларусь вышла из театра военных действий. 

Они хотят исключить любую возможность, потому что испуг 24 февраля был настолько велик, а угроза со стороны территории Беларуси в отношении Киева — настолько серьезна, что теперь Запад хочет получить гарантии. И не на словах Лукашенко, а на деле. И под делом я подразумеваю качественное изменение: Беларусь должна быть буквально очищена от российских войск и военной техники.

GM_Collage / Instagram

Почему Лукашенко заговорил о переговорах, но в то же время призывает ОДКБ определиться в отношении войны? Что задумал диктатор?

— У него большой опыт посылать месседжи разнонаправленного и противоречивого характера в разные стороны. И это не только информационно-психологическая кампания — когда он говорит про переговоры, это еще и месседж Западу, это продолжение того, что делает МИД (визит Министра иностранных дел Венгрии), это попытки начать «диалог». 

Все это он делает в преддверии принятия десятого пакета санкций.

Что касается игры, связанной с ОДКБ:

— Это месседж Путину и Москве. С одной стороны: «Я продолжаю оставаться самым преданным союзником». С другой — это не просто желание угодить Путину. 

Это идеологическое кредо Лукашенко: антизападничество, против демократии, против рыночной экономики, против перемен. В этом смысле Лукашенко хочет получить подтверждение существования  «альянса диктаторов» — но пока получается, что это не совсем так. 

Политолог напомнила, что Армения отказалась принимать у себя военные учения. Кыргызстан согласился — но потом передумал.

— В итоге там тоже отказались, и пришлось переносить учения в Таджикистан. Там очень неясная была ситуация. Потому что накопились обиды в адрес России, в адрес ОДКБ. Плюс Казахстан продолжает сохранять нейтральную позицию в войне, потому что не хочет попасть под западные санкции.

Для Лукашенко это еще и его лицо. Его идеологическое кредо хоть и не такое яркое, как у коммунистов или у либералов, но оно есть: это поддержка таких же диктаторов, как он сам, в борьбе против демократии. И оно укладывается в его кооперацию с ОДКБ и совсем не укладывается в сотрудничество с кем-то другим. Все остальное — только ради экономики и поддержания его власти внешними доходами. В то время как его сердце — на Востоке.

Горячий комментарий от Розы Турарбековой есть на нашем канале:

Фото: Роза Турарбекова / Еврорадио

Ранее

Кринжи недели: травести-шоу на Масленицу и кринжовое правосудие

Далее

Есть ли брешь в режиме Лукашенко?

Читайте далее