Накануне в Беларуси прошла облава на адвокатов, некоторые из них защитники политических заключенных. В последние годы беларусская адвокатура подвергается небывалым репрессиям: некоторых лишают права на профессию, других подвергают уголовным преследованиям. За что режим отправляет адвокатов за решетку? Рассказываем в материале.

Под недавнюю зачистку попали защитники известных политических заключенных. Некоторых из них отпустили, местонахождение двоих неизвестно, как минимум двое не вышли на свободу — Артём Семьянов (защищал Валентина Стефановича, Игоря Лосика, Павла Белоуса) и Юрий Козиков (защищал Евгения Юшкевича). Известно, что Семьянова арестовали на 15 суток.  По информации независимых медиа, силовики приходили к адвокату Ивану Чижику (защищал Виктора Бабарико), а также к Инессе Оленской (защищала Сергея Тихановского, Насту Лойко, Григория Костусева).

За что преследуют адвокатов?

Беларусская адвокатура переживает небывалый кризис: не менее 70 адвокатов лишены права на профессию, ликвидировано почти 100 адвокатских бюро и прекращена деятельность более 400 индивидуально практикующих адвокатов.

Оказание юридической помощи оппонентам режима  оказалось «вне закона». За свою профессиональную деятельность более 10 адвокатов оказались под уголовным преследованием. Одним из первых был осужден адвокат Максим Знак — ему присудили 10 лет колонии. 

Интервью «Трибуне» и письма в «Yara» и МОК

Александр Данилевич

В начале марта в Минском городском суде начался процесс над политзаключенным адвокатом Александром Данилевичем. Его судят за интервью «Трибуне» — его квалифицировали как «содействие экстремистской деятельности». Кроме того, в вину адвокату вменяется подготовка шести писем в адрес норвежской компании «Yara» и Международного олимпийского комитета — это квалифицируется как  призывы к санкциям против беларусского спорта и «дискредитация отечественных предприятий перед зарубежными партнерами».

За консультации под стенами Окрестина как за организацию протестов

Вскоре состоится суд над адвокатом Анастасией Лазаренко. Ее будут судить за консультацию рядом с ИВС Окрестина в 2020 году, следствие узрело в этом организацию несанкционированного массового мероприятия. Кроме того, адвокату вменяют еще две статьи: «передача данных силовиков и судей в телеграм-каналы» (ч. 3 ст. 130 УК РБ), «незаконные действия в отношении информации о частной жизни» (ч. 1 ст. 342 УК).

Анастасия Лазаренко. Фото: advokat.by

8 лет колонии адвокату, который защищал политических заключенных

В феврале адвоката Виталия Брагинца приговорили к 8 годам колонии усиленного режима. Он защищал политзаключенных, включая лауреата Нобелевской премии Алеся Беляцкого.

Изначально адвоката задержали по административной статье — это произошло накануне судебного заседания, в котором он должен был защищать адвоката Андрея Мочалова, обвиненного в использовании «заведомо подложного документа».

Виталий Брагинец

Позже стало известно, что Виталий задержан по уголовному делу за участие в протестах. Его осудили по четырем статьям: участие в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок; разжигание вражды; призывы к санкциям; участие в экстремистском формировании.

Передача данных силовиков

Адвокатов Анастасию Саганович и Михаила Макарова, которые защищали политзаключенных по делу «Революционного действия», обвиняют в передаче «экстремистским» телеграм-каналам персональных данных силовиков и судей, рассматривавших уголовное дело «Революционного действия». Кроме того, им вменяют «народную статью» — участие в протестах.

Анастасию Саганович и Михаил Макаров

За что еще преследуют защитников политзаключенных?

Адвоката Юлию Юргилевич исключили из Гродненской коллегии адвокатов после почти 18 лет работы. Она защищала  политзаключенных Алеся Пушкина, Артёма Боярского, Игоря Банцера, Андрея Осиевича, Андрея Соколовского. Из-за невозможности продолжать профессиональную деятельность Юргилевич уехала за границу, однако осенью 2022 года приехала в Беларусь, где была задержана. Ей вменяют «содействие экстремистской деятельности».

В сентябре 2022 года был задержан адвокат Дмитрий Пигуль, который защищал политзаключенных по делу «Буслы ляцяць». Предположительно, ему вменяют «разглашение данных предварительного следствия или закрытого судебного заседания».

Ранее

В Польше построят первую АЭС: почему она не на руку беларусам

Далее

Дождливо, но тепло: погода на сегодня

Читайте далее