Количество адвокатов в Беларуси сократилось на четверть: в начале 2020 года их было около 2200, сейчас — около 1650 человек. Из-за массовых репрессий и лишения адвокатов лицензий многие политзаключенные остались без адвокатов, найти нового защитника очень сложно. Осталось ли право на защиту в Беларуси?

С начала 2020 года до настоящего времени количество адвокатов в Беларуси сократилось на четверть — с 2.200 до 1.650, сообщает проект «Право на защиту». В последние годы беларусская адвокатура подвергается небывалым репрессиям: некоторых уголовно преследуют, к другим применяют дисциплинарные взыскания, лишая права на профессию. В 2022 году к дисциплинарной ответственности привлечены 74 адвоката, что на 26 больше, чем в 2021 году, и на 53 адвоката больше, чем в 2020 году.

Адвокаты лишаются права на профессию по формальным основаниям: к дисциплинарной ответственности их привлекают за якобы совершенные ими административные правонарушения. Например, из коллегии исключили всех юристов, которых судили по статьям о «мелком хулиганстве», «неповиновении законному требованию должностного лица» или «распространении экстремистских материалов».

В марте прошла новая волна задержаний адвокатов, все задержанные защищали и представляли известных политзаключенных, в том числе уже осужденных к лишению свободы и находящихся в местах лишения свободы. В результате политзаключенные оказались в уязвимой ситуации — многие остались без защиты, а найти нового адвоката очень сложно.

Политзаключенные остаются без защиты, найти новых адвокатов почти нереально

Накануне появилась информация о госпитализации Виктора Бабарико со следами побоев. Как сообщают представители штаба политика, от Виктора Бабарико несколько месяцев нет никакой информации, поскольку адвокат Бабарико Иван Чижик не может работать — его задержали во время «облавы» на адвокатов 20 марта. Политик в последнее время постоянно находится в ШИЗО, от него не приходят писем.

Виктор Бабарико во время суда в 2021 году.

Без защиты остались и другие политические заключенные, в минувшую пятницу были лишены лицензии еще пятеро адвокатов, среди них — Инесса Оленская. Ее лишили лицензии «ввиду недостаточной квалификации, подтвержденной решением комиссии». Оленская защищала Сергея Тихановского, Григория Костусева, Насту Лойко и Романа Протасевича.

Недавно стало известно, что от многих политзаключенных уже длительное время не приходят письма: 62 дня нет вестей от Николая Статкевича, последнее письмо Максима Знака родным датировано 9 февраля, Игоря Лосика — 20 февраля. Адвокаты не могут к ним попасть.

Политзаключенные Лосик, Статкевич и Знак. Коллаж «Витебская Весна» / vitebskspring.org

Из-за массовых репрессий и лишения адвокатов лицензий многие политзаключенные остались без адвокатов, а найти нового очень трудно — никто не соглашается, рассказал близкий родственник одного из «политических» в интервью «Свабодзе»:

«Адвокатам, которые защищают знаковых, известных лиц, угрожают запретом на выезд за границу, уголовными делами, их запугивают. А после бешеных сроков бывшим адвокатам Брагинцу и Данилевичу (8 и 10 лет колонии) даже те, кто давно защищает своих клиентов, хотят “спрыгнуть”. Поэтому найти сейчас адвоката политзаключенным почти нереально», – говорит собеседник «Радыё Свабоды».

Где искать помощи?

В результате репрессий люди остаются без юридической помощи, ведь юристов не хватает не только для политических заключенных, но и для всех остальных беларусов, вне зависимости от политических взглядов. Теперь фактически любой беларус не может защититься от правового беспредела. Однако в стране еще остались независимые адвокаты, найти подходящего юриста помогает сервис AvocadoHelp. Подробнее здесь.

Ранее

Разница в одну копейку: курс валют на сегодня

Далее

Сухой закон способен разрушить режим: зачем государство спаивает беларусов?

Читайте далее