Эксперты разработали четыре сценария развития событий в Беларуси, которые учитывают нынешнее положение дел в стране. Почти во всех сценариях фигурирует Лукашенко, но не упомянуты демократические силы. Почему и какой из сценариев наиболее вероятен? Отвечает историк и политический аналитик Александр Фридман.

15 экспертов из Беларуси, Украины, Германии, Польши и других стран в рамках проекта European Network for Belarus разработали четыре сценария развития событий в Беларуси до конца 2023 года с учетом текущей повестки, западных санкций и положения дел в стране. В их основе лежат несколько факторов: военный фактор, давление России на Беларусь, внутреннее сопротивление, а также «черные лебеди» (непредвиденные события). Во всех сценариях уделяется мало внимания демократическим силам, но в каждом из них упоминается Лукашенко.

Первый сценарий — «российский протекторат», при условии усиления давления России и низком сопротивлении в Беларуси. Второй сценарий —«суверенитет по умолчанию», при условии если давление России снижается, но сопротивление в Беларуси по-прежнему низкое. Третий сценарий — «большой беларусский диалог», при условии снижения давления России, а также росте сопротивления в Беларуси. Четвертый сценарий —«союз против России», при условии если Россия усиливает давление на Беларусь, но сопротивление в стране растет. 

Большинство аналитиков исходят из того, что система власти, которая сегодня выстроена, продолжит свое существование и с Лукашенко, и без него, отмечает историк и политический аналитик Александр Фридман.

«Демократические силы практически не упоминаются и связано это с тем, что их возможности влиять на положение дел в Беларуси на данный момент минимальны. Демсилам будет очень сложно повлиять на ситуацию, даже если будут приниматься радикальные решения, вплоть до того, что Россия попытается аннексировать Беларусь или если Лукашенко по физическим причинам уйдет», – считает аналитик.

Основной ресурс демократических сил в настоящий момент — поддержка стран Запада, однако влияние стран Запада на ситуацию в Беларуси минимальное и несопоставимое с влиянием России, подчеркивает Фридман. В то же время влиять на ситуацию не позволяют репрессии, ведь активисты внутри страны не могут проявлять свою позицию, потому что это опасно. Влиять на ситуацию невозможно и изнутри системы, считает эксперт, поскольку даже если у демсил есть связи в лукашенковской номенклатуре — влиять на ситуацию они не могут.

Какой сценарий наиболее вероятный?

Есть масса факторов, которые очень радикально и кардинально могут повлиять на происходящее, и учесть все эти факторы достаточно сложно, подчеркивает Фридман. Именно поэтому при любых оценках аналитик подходит чрезвычайно осторожно. Все эти сценарии разрабатывались с учетом того, что происходит сейчас.

«Необходимо учитывать тот фактор, что режим Лукашенко и все связанное вокруг Лукашенко — это очень непрозрачные структуры. Мы имеем очень слабое представление о том, как там принимаются решения, какие там есть подводные течения и какая есть внутренняя борьба. Очень многое из того, что касается режима и то, как он выглядит и как действует, мы узнаем лишь тогда, когда этот режим перестанет существовать. Очень много из того что сейчас нам кажется очевидным или понятным, может предстать перед нами совсем в другом виде», – говорит аналитик.а

Ранее

Доллар подрос — евро упал: курс валют на сегодня

Далее

Горбунова: «Мы должны бороться за всех, мы должны не допустить новых смертей»

Читайте далее