Павел Латушко пробыл несколько дней в Киеве с командой НАУ, но презентовал себя как представителя Объединенного переходного кабинета. О чем Латушко говорил с Михаилом Подоляком и может ли это разозлить Лукашенко? Ответы на эти вопросы узнало «Еврорадио».

Это был официальный визит?

На этот вопрос Латушко ответил, что не хотел бы заниматься игрой в слова.

«Как дипломат понимаю разницу между официальным и рабочим визитом и вообще значение слова «визит». Мы должны говорить о «встрече», о «переговорах» — и о конкретных темах. Вместе со мной находилась команда НАУ, но я подчеркивал, что представляю также Объединенный переходный кабинет. Названия — это условности, они сегодня не в приоритете. В приоритете — суть. И суть такова: «Ми приїхали не просити, а допомагати»».

О доказательствах вывоза украинских детей на территорию Беларуси

Недавно в Варшаве проходила встреча беларусских демсил с украинским экспертным сообществом. Там пришли к выводу о том, что контактов с Украиной можно добиться совместным проектом. Журналисты спросили, связано ли это с тем, что чуть позже Латушко и НАУ передали Украине доказательства вывоза украинских детей на территорию Беларуси.

Латушко ответил, что это никак не связано.

«Мы начали создавать наш отчет по факту участия Лукашенко и Союзного государства в перемещении украинских детей уже давно. И факты, которые мы выявили, передали по дипломатическим каналам в украинское посольство еще в конце апреля».

Позже отчет передали в Генпрокуратуру Украины, и там сообщили, что начали предварительное следствие. 

«Но уже тогда мы общались с украинскими депутатами Верховной рады, членами межфракционной группы «За демократическую Беларусь». И Верховная рада внесла изменения в свое решение, где ранее говорила об участии в этих преступлениях только России. К ней добавили и режим Лукашенко».

Латушко рассказал, что позже у них были другие неформальные встречи, но публично об этом не распространялись, так как считали важным «делать дело». В конце концов депутат правящей партии «Слуга народа» Богдан Яременко предложил приехать с рабочей встречей в Киев.

В результате мы провели встречи в Генпрокуратуре, в Офисе омбудсмена по правам человека, в Офисе президента, в Министерстве культуры и информации Украины. Мы встретились и с представителями аналитических центров, которые вырабатывают политику по Беларуси.

Состоялся и ряд других встреч. Мы не рассказываем о них намеренно. Главное — не показать их, а что-то сделать после них. И если будут плоды, то расскажем о результатах работы».

О встрече Латушко с Михаилом Подоляком

По словам Латушко, тогда «встретились две мотивированные личности». «Он уверен в победе Украины. Изменения в Беларуси произойдут. И я тоже уверен в этом. Какой вывод как беларус и как политик я могу сделать [после этого разговора]? Поезд Лукашенко ушел, и на станции «Украина» он не остановится. Эта станция для его режима закрыта».

Почему Подоляк не встретился с Тихановской?

Латушко задавал этот вопрос Подоляку, но не получил какого-то критического взгляда на эту тему. 

«Не буду наводить туман. Но, думаю, все должно развиваться спокойно. Важно понимать: Украина, может, и отказывается от каких-то формальных элементов коммуникации, но для нее важны конкретные дела».

Также Латушко ответил на теорию о том, что с Тихановской не встречаются для того, чтобы не злить Лукашенко. По его словам, это вопрос стратегии. Сам политик не исключает, что встреча может разозлить диктатора. 

Может ли встреча украинских политиков с Тихановской усугубить войну?

Латушко сказал, что он так не считает. 

«Этот вопрос обсуждался, но мы с самого начала говорили: Лукашенко очень боится заходить на территорию Украины, так как это может стать триггером изменений внутри страны, когда часть военных откажется выполнять приказ. Он не пойдет на это. Но если России будет нужно, она введет войска. Лукашенко на это не влияет. Он может только демонстрировать свою злость».

Латушко в бомбоубежище

Во время первого обстрела Латушко не спускался в бомбоубежище. По его словам, такое решение было принято из-за усталости. 

«Хоть и видели, как ракеты сбивают в небе возле нашего отеля».

В следующий им посоветовали спуститься, так как ждали сильного обстрела.

«К сожалению, жертвы сегодняшней ночи есть. И это реальность, в которой живет Украина. Сидя на «минус втором этаже», ты это понимаешь».

Ранее

Рада культуры стала правозащитной организацией и ищет волонтеров

Далее

ЕС объявил конкурс на стипендии для беларусов

Читайте далее