Обещанию платить каждому беларусу «по пятьсот» более 13 лет. И хоть среднюю зарплату удалось подогнать под этот показатель, текущие 600 долларов — это уже не те самые «по пятьсот», обещанные более десяти лет назад. А более половины беларусов так и не получает эту сумму даже номинально, а «на руки» — и того меньше. Могут ли зарплаты в Беларуси когда-нибудь догнать европейские ? Отвечает экономист, академический директор Beroc Лев Львовский.
Средняя зарплата в Беларуси достигла 1795 рублей, что по действующему курсу равняется 601 доллару. Обещанный более 10 лет назад показатель «по 500» все же удалось достичь, хоть и номинально. Конечно, не без нюансов. Чтобы узнать, так ли это на самом деле, обратимся к медианной зарплате — она является не средним показателем, а уровнем заработка посередине, то есть половина населения получает выше этой суммы, вторая половина — ниже.
По официальным данным, медианная зарплата в январе составила 1248 рублей (около 420 долларов). Этот показатель ниже средней зарплаты на треть, при этом оба показателя рассчитываются до вычета налогов и других отчислений. Получается, в реальности больше половины беларусов получают на руки менее 1000 рублей.
Зарплаты в Беларуси когда-нибудь догонят европейские?
Обещанию «всем по пятьсот» уже исполнилось более чем 10 лет, отмечает экономист, академический директор Beroc Лев Львовский. И формально это обещание было выполнено. Но сейчас этой суммы недостаточно, чтобы конкурировать с нашими ближайшими соседями. В свое время «по пятьсот» — это была реальная цель, и если бы мы шли по такому же пути, как наши соседи, мы бы ее достигли еще тогда. Сегодня эта цель устарела, с тех пор ВВП Польши и Литвы уже успел вырасти на десятки процентов.
«Сейчас средняя зарплата перевалила уже за 600 долларов, вот только доллар так же, как и рубль, но в меньшей степени, подвержен инфляции, поэтому текущие более чем 600 долларов — это все еще не те самые “по пятьсот”, которые были озвучены 13 лет назад», – добавляет экономист.
Бедные страны — не те, где обвалилась экономика или началась война
Страны, которые сейчас являются беднейшими, например, Северная Корея и Венесуэла — это не те страны, где в какой-то момент обвалилась экономика или началась война, говорит Львовский. Это те страны, где был медленный рост экономики.
«В Северной Корее за последние 50 лет средний рост составлял чуть более чем 1%. В Венесуэле за последние 50 лет средний рост составлял чуть более чем 2%. И сейчас эти страны называются беднейшими в мире или одними из беднейших. Как так вышло? Дело в том, что весь остальной мир растет быстрее, а эти страны стоят на месте. И Беларусь, к сожалению, встала на этот путь стагнации уже более чем 10 лет назад. Если Северная Корея растет на 1% на протяжении 50 лет, то мы растем в 1% уже около 10 лет. Таким образом когда-нибудь мы достигнем тех самых золотых “по пятьсот”. Но на тот момент в условной Польше или Литве средние зарплаты будут уже по 3 тысячи», – поясняет Лев Львовский.
Беларусь может войти в число богатых стран
Даже при нынешней власти экономику ожидает малый рост, поскольку общий технологический прогресс нельзя остановить, говорит экономист. Поэтому даже при препятствиях к экономическому росту мы видим, что экономика по чуть-чуть прирастает, просто медленнее, чем у соседей.
«Если мы начнем заниматься обычными делами и специально не вставлять себе палки в колеса, то здесь нет никаких причин считать, что беларусы чем-то хуже, чем литовцы или поляки, немцы или французы. Вся разница лишь в том, что эти нации не ищут свой собственный путь и не вредят экономике ради поддержания власти одного единственного человека. Сейчас мы называем эти страны богатыми. И для Беларуси здесь нет ничего невозможного. Не бывает никаких экономических чудес, все страны растут примерно по одним и тем же законам: надо создавать институты, играть по общим правилам игры и ждать, когда экономика постепенно вырастет», – заключает Лев Львовский.