Центр новых идей совместно с инициативой «Народный опрос» провели исследование национальной идентичности граждан Беларуси. В опросе приняли участие почти 4000 человек, из них 2127 находятся в Беларуси. Социолог Геннадий Коршунов поделился некоторыми результатами исследования.

Одной из особенностей исследования было то, что люди могли выбирать, на каком языке им было бы удобнее заполнять анкету: на русском или на беларусском. В итоге на беларусском языке анкеты заполнили 70% респондентов, на русском — 30%. В ответах респондентов, находящихся в Беларуси, пропорция в целом сохранилась: 67% и 33%.

Основная часть опрошенных — противники власти, однако были и те, кто не является сторонниками перемен (но их было немного). Среди них беларусский язык выбрали 29% респондентов.

Ощущение и важность национальной идентичности

В исследовании было два взаимосвязанных вопроса: «В какой степени Вы чувствуете (осознаете) себя представителем своей национальности?» и «Оцените, пожалуйста, в какой степени для Вас важна Ваша национальность?».

Из опроса выходит, что 78% опрошенных имеют высокие показатели ощущения национальной идентичности и 76% — считают важность национальности.  

Среди выбравших беларусский язык оба этих показателя выше, нежели у тех, кто выбрал русский язык (по 83% против 65% и 61% соответственно).  

«Высокую степень осознания своей национальности демонстрируют не только сторонники протеста, но и те, кто выступают против него», – подчеркивает автор исследования.

И это не парадокс. Это факт, на который уже обращали внимание исследователи: в Беларуси сейчас сосуществуют два политико-идентичностных проекта — «национально-демократический» и «национально-советский», и каждый из них имеет своих сторонников.

«Беларушчына — не традиция и не наследство»

В исследовании содержался целый блок вопросов, которые касались национальности не только самого человека, но и его родителей, а также бабушек и дедушек. Кроме того, задавались вопросы и о странах, где они родились.

В ходе опроса беларусами себя назвали 89% респондентов, что совпадает с данными переписи 2019 года, где беларусскую национальность указали 85%. При этом только у половины опрошенных оба родителя имеют беларусскую национальность и Беларусь как страну рождения. Если же сделать еще один шаг вглубь семейной истории и посмотреть на бабушек-дедушек, то доля людей, у которых предки в третьем колене были бы теми беларусами, которые родились в Беларуси, — составит всего 25%.

«То есть родившихся в Беларуси беларусов и беларусок в третьем поколении — только четверть среди опрошенных», – отмечает Коршунов.

Здесь есть над чем подумать и порассуждать, отмечает автор исследования, но пока можно констатировать, что долговременная семейная традиция как канал формирования национальной идентичности в Беларуси во многом была утеряна.

Если объединить все вышеизложенное и добавить к нему наблюдения из ряда других исследований, то можно сформулировать следующий тезис:

«В 2020 году действительно произошло перекодирование беларусской национальности и перерождение беларусской нации. Вместо разрушенных (долговременная семейная традиция) или деформированных (образовательно-идеологическая система) инструментов формирования национальной идентичности заработали иные механизмы — не институциональные, но преимущественно индивидуальные, и не этнические, а скорее гражданско-политические», – делится выводами эксперт.

Автор исследования поясняет, что для многих беларушчына сегодня — не традиция или наследство, а скорее открытие и достижение. А еще и противопоставление себя режиму.

Ранее

Появился график отключения горячей воды на июль в Минске

Далее

Оранжевый уровень опасности: сегодня душнота и грозы почти по всей стране

Читайте далее