Россия якобы передала первые ядерные боеголовки на территорию Беларуси, однако эта информация опровергается мониторинговой группой «Беларускi Гаюн» и украинской разведкой. Тем не менее Лукашенко взялся за ядерный шантаж. Реальны ли его угрозы? Отвечает историк и политический аналитик Александр Фридман.
Недавно Путин заявил о передаче первых тактических ядерных зарядов на территорию Беларуси. Лукашенко тут же принялся за ядерный шантаж, пригрозив, что применит ядерное оружие в случае агрессии против Беларуси, при этом подчеркнул, что решать в такой ситуации будет лично он. Хотя ранее российская сторона заявляла, что контроль за ядерным оружием остается исключительно за Россией.
Эти угрозы не являются реальными, уверен историк и политический аналитик Александр Фридман. Он уверен, что Лукашенко не вправе принимать решения по применению ядерного оружия, поэтому не следует опасаться его слов. Однако Лукашенко сейчас представилась очень приятная для него возможность, можно сказать, исполнилась его давняя мечта — статус ядерной державы.
«Ему очень не нравилось, что ядерное оружие вывезли из Беларуси и что страна потеряла статус ядерной державы. Он все это время был политиком во главе государства, на которое в Европе, по большому счету, никто и серьезного внимания не обращал. Теперь у Лукашенко появилась возможность поиграть на поле мировой политики, по крайней мере, на словах», – говорит Фридман.
Вероятно, на все заявления о ядерном оружии он получил карт-бланш от Кремля, и, видимо, были установлены даже временные рамки, полагает Александр Фридман. По мнению эксперта, накануне саммита НАТО в Вильнюсе Лукашенко еще не один раз вернется к теме ядерного оружия: вся его риторика рассчитана на публику на Западе, чтобы внушить опасения, особенно в приграничных зонах — в Литве и Польше.
«Конечно, никто всерьез не верит, что Лукашенко принимает какие-то решения. Но когда у тебя сосед, который хотя бы на словах, но такие угрозы произносит, рассуждает о том, что в результате ядерного оружия может погибнуть 1 млн человек, что ему завезут бомбы гораздо мощнее, чем те, которые брошены были американцами на Хиросиму и Нагасаки. Конечно, слушать такое неприятно, это вносит смятение в головы европейце», – говорит Фридман.
В то же время эти слова рассчитаны и на внутреннюю публику, чтобы внушить собственной аудитории, что он поднял Беларусь с колен и довел ее вплоть до состояния владения ядерным оружием, считает Фридман.
Подробнее об истинных страхах Лукашенко и будущем тоталитарной Беларуси в составе России, ответственности режима за агрессию против Украины и выплату репараций, спорных заявлениях диктатора о переговорах и ядерном оружии, а также отношениях с Путиным — смотрите в большом интервью Фридмана на «Маланке».