Беларусский бизнес за последние несколько лет пережил колоссальные потрясения: пандемия, репрессии и экономический кризис. Режим решил, что этого недостаточно и принялся усложнять жизнь предпринимателям еще больше — никаких льгот и послаблений, зато множество нововведений, которые усложняют жизнь предпринимателям. Зачем Лукашенко душит бизнес? Что происходит с предпринимательством? И чем грозит бизнесу появление Пригожина в Беларуси? На эти и другие вопросы отвечает экс-бизнесмен и экономический обозреватель Александр Кнырович.
Режим планирует изменения для индивидуальных предпринимателей, чиновники уверены, что это упростит ведение бизнеса, однако бизнесмены сомневаются в перспективности дальнейшей деятельности в стране.
Форма индивидуального предпринимательства была достаточно удобна по причине простоты регистрации, достаточно понятных налогов и определенных послаблений с точки зрения ведения бизнеса, хоть и переживала разные этапы, говорит экс-бизнесмен и экономический обозреватель Александр Кнырович. Теперь возможности предпринимателей стремительно ухудшаются последние три года – вместо поддержки бизнеса власть принялась бороться с частниками.
Бизнес адаптируется к кризисным временам
Беларусский бизнес переживает тяжелые времена, в стране не проводятся социологические исследования, поэтому сказать, как именно сложности переживаются предпринимателями – невозможно, говорит Кнырович. Однако некоторые данные приводит исследовательский центр BEROC, согласно исследованию, у бизнесменов стало немного больше позитива: экономика и предприятия пережили шок, предприниматели адаптируются к новым условиям.
«Тут надо заметить одну штуку, дело в том, что частный бизнес существовал всегда — частный бизнес был и в Советском Союзе, частный бизнес был и на войне, и существует он даже в Северной Корее, несмотря на то, что там это грозит уголовной статьей. Это то, что всегда приспосабливается к реальности. И вот на сегодня можно сказать, что приспособился», – говорит эксперт.
Однако говорить про позитивные настроения не приходится. В качестве примера Кнырович приводит знакомых бизнесменов, которые продолжают жить в Беларуси.
«Они говорят в категориях: ну вот живем для того, чтобы еще день работать, еще день продержаться, чтобы не распускать коллектив, чтобы не иметь проблем с кредитами банков и так далее. То есть я бы не сказал, что это на сегодня такое кризисное явление», – поясняет Кнырович.
Приезд ЧВК Вагнера грозит возвратом в 90-е: рэкет и крышевание?
Лукашенко пригласил в страну главаря ЧВК Вагнера Евгения Пригожина, пока достоверно неизвестно, прибудут ли в Беларусь его головорезы. Вероятно, в Осиповическом районе уже началось строительство палаточного лагеря для размещения наемников, но будут ли они туда передислоцированы — неизвестно. Однако в самом факте размещения головорезов в Беларуси просматривается возможная опасность — возвращение 90-х, рэкет, крышевание. Грозит ли опасность беларусским бизнесменам?
Александр Кнырович отмечает, что некоторые действия Пригожина выглядят как крышевание из самых настоящих 90-х. В качестве примера эксперт приводит бизнес-проект Пригожина в Сирии, который судится с посредничеством российского министерства экономики, поскольку Пригожин договорился с Башаром Асадом о том, что если его бойцы освобождают нефтяные месторождения и заводы, то они имеют право потом их охранять, а за это взимают плату в размере 25% от доходов этих заводов. Ну, это выглядит таким, знаете, прямым крышеванием из самых настоящих 90-х.
«Такой замечательный сосед теперь появился у каждого беларуса. Я не думаю, что к нам с ним придут 90-е, просто потому, что такое соседство в первую очередь угрожает безопасности самого Лукашенко. Мне кажется, он не до конца осознает вообще, что он творит, потому что Пригожину Беларусь мала. Пригожин за последний год получил напрямую от российского государства 1 000 000 000$ просто как платежи за свою военную кампанию, за просто участие в войне. Это сказал Путин. И этот же Путин сказал, что еще 1 000 000 000 Пригожин получил за обеспечение продовольствием армии России. Таких денег в Беларуси просто нет. Даже в тех секторах, где они есть, уже есть свои прикормленные ребята. И поэтому Пригожину в Беларуси просто нечего делать», – говорит Кнырович.
Подробнее о том, чего ждать и на что надеяться бизнесменам — в большом интервью на «Маланке» с предпринимателем и экономическим аналитиком Александром Кныровичем.