Сейчас в Вильнюсе проходит саммит НАТО. В городе перекрыты многие центральные улицы, а на каждом перекрестке стоит минимум по четыре полицейских. Каждые пять минут слышны сирены машин разных ведомств, а в воздухе с самого утра кружат вертолеты. Все это запросто может развить беларусскую тревожность и панику из 2020 года. Мы поговорили с беларусами в Вильнюсе и выяснили, как они чувствуют себя во время саммита. Оказывается, не все так плохо.
«Если бы не было полиции, было бы страшнее»
Иван, 22 года
Можно бесконечно долго сравнивать всякие ОДКБ и НАТО. Чуваков, которые решили, что НАТО это враг, хотя это же был североатлантический договор между странами о том, чтобы войн никогда не было. НАТО — миротворческая организация, которая совершала какие-то ошибки, как и все. Но, находясь в Вильнюсе сейчас, я чувствую себя в самом защищенном месте. Да, большое количество полиции на улицах, но если бы их не было, было бы страшнее. Кто будет меня охранять-то?
«Бачу больш вайсковых, чым паліцыю»
Вольга, 23 гады
Падчас саміта я бачу больш вайсковых, чым паліцыю. Яны ў мяне не вызываюць трыгеру. Тым больш, што я шмат ездзіла на мяжу забіраць беларускіх уцекачоў. Нас заўсёды сустракалі вайсковыя з аўтаматамі, таму для мяне гэта звычайная карціна.
«Ведаю, што гэта беларускія рэчы, але ё-маё, вайбы»
Соня, 22 гады
Маі сяброўкі баяцца гуку летакоў. Я іх звычайна супакойваю, але некалькі дзён таму я пачула гук новых летакоў, якія зараз над Вільняй, і я на некалькі секунд падумала, што я зараз памру. Я жыву блізка да цэнтру, і летакі зараз звычайная сітуацыя. І ўвогуле адчуваецца такая дзіўная трывожнасць, калі я бачу людзей у касцюмах і з ланьярдамі. Бо я разумею навошта, я разумею, што гэта важна, але такое адчуванне неспакою, што звычайнае жыцце зараз афарбавана вось гэтым. А ёсць жа яшчэ гэты фэст, які быў пару тыдняў таму. Я ўсё вось думала, чаму я злавіла такое дзіўнае адчуванне ад яго. Калі на плошчы Еўропы былі танкі і тэхніка вайсковая, я зразумела, таму што гэта аддало мне лёгкія вайбы 9 траўня ў Беларусі. І я ведаю, што гэта беларускія рэчы, але ё-маё, вайбы!
Хтосьці пісаў, што гэта адчуваецца як свята, што Вільнюс рыхтуецца да вялікага свята. Але, мабыць, прастое, што я не вельмі разумею, — што гэта свята нясе і чаму яно настолькі важнае. Проста па сваіх асабістых рэчах, таму што ў мяне няма інфармацыі. Я не чытала аб гэтым шмат, таму адчуваю сябе трывожненька.
«Паліцыі больш, чым людзей»
Ганна, 27 год
Горад зусім пусты. Трохі не ведаеш, як рухацца трэба. Няма на роварах, на самакатах людзей. Бачыла шмат людзей у смокінгах. На машыне праз цэнтр нельга рухацца. Вельмі ўражвае, што ўсё перагарадзілі і зусім няма праезду. Паліцыя на кожным кроку, і з аўтаматамі людзі, і снайперы… Увогуле паліцыі больш, чым людзей. Такога маштабу імпрэз у Вільні я яшчэ не бачыла.
«Літоўскія копы наадварот дадаюць спакою»
Дар’я
Ехаў нейкі картэж, і мяне напружыў чорны бусік. Ну і маленькі флэшбэк, як праспект Пераможцаў перакрывалі для Лукі. Але тое, што тут усё дзейства заняло менш за 5 хвілін — нагадала ў чарговы раз, што я ў нармальнай краіне. І копы літоўскія наадварот дадаюць спакою.
«Курьер громко постучал. Подумала, что меня заберут»
Александра, 30 лет
Я живу очень близко к железной дороге. Рядом аэропорт. С середины прошлой недели летало очень много военных зеленых вертолетов, кругленьких таких, как голуби. У них звук еще определенный такой, и летали они низко. А на выходных слышала жуткие звуки — это летел истребитель. Бывает, что даже обычные самолеты летят и начинаешь пугаться. Каждый раз хочется спросить: «Что, уже война началась? Уже здесь? Уже все? Нам п****ц?»
Из-за того, что перекрыли дороги, я не выхожу из дома. Не то, что я боюсь, просто не хочется. Зачем добираться в город, если я могу и дома остаться. Здесь у меня рядом ездят машины, у которых перенаправлено движение, и здесь часто пробки. Вокруг дома проезжали военные машины, грузовики, в зеленых тентах, и когда это видишь, становится очень неприятно. Я понимаю, что это саммит. Понимаю, зачем это, почему это, ведь нас предупреждали, но каждый раз мне становится страшно от того, что я уехала из Беларуси боясь войны. Ведь если начнет прилетать по Вильнюсу, то бежать уже в принципе некуда. Это будет совсем другой уровень страха, небезопасности и военных действий. Сейчас я чувствую себя в небезопасности даже не в Беларуси. А со всеми этими звуками, которые ты слышишь… Страшно было, когда курьер пришел, принес еду, громко постучал. А я забыла, что жду его. Испугалась так, будто за мной пришли. Поэтому все эти звуки и картинки триггерят. Башка не соображает и не понимает, что не нужно бояться и ты в безопасности.
«Очень много красивых мужчин французско-немецко-англоговорящих»
Еленовна, 33 годика
Мне «очэнь нравіца», что в городе стало много полицейских. Во-первых, я тут живу с 2020 года, и я тут в жизни полицию не видела, не то, что в Беларуси. Во-вторых, очень много красивых «мужчын», каких-то «французка-немецка-англагаворашчых». Ну и в-третьих, «грэет» душу, что «очэнь многа усякіх эціх пративаваздушных усиго» поставили, чтобы «зашчытица» от двух дураков-соседей. Вот это «очэнь грэет» душу, что эти гусеницы лязгают под границей и этот лязг «очэнь прыятный» для наших ушей. И вообще, Вильнюс сейчас как будто «очыстился», потому что здесь живут очень добропорядочные люди.
Их «прэдупрэдили даўным даўно», что будет саммит и надо «сматываца» из города. Они смотались, а я осталась, потому что я не литовка. И еще очень радует огромное количество флагов — бчбшных, литовских, украинских. Везде, кругом! В городе как будто бы праздник. Это «чувствуеца очэнь». Красно-зеленых «сцягоў» я тут не вижу. «Очэнь жаль», нету «красна-зяленых сцягоў». А было бы очень «патрыатычненька. Но… Нет…
А еще мне понравилось, что мне скинули ссылку, чтобы записаться на «встрэчу» к Байдену. Вот так простенько — вводишь свою фамилию, имя, мейл, и ты записан к Байдену. Это не то, что к нашему нужно записываться и две недели сидеть в карантине. А простенько все — «усе для людзей» сделано. Так что надеюсь, что пройду фейс-контроль «у сераду» и «пайду да» Байдена. Посмотрю, так сказать, лично.
«Резко увеличилось количество наружки, связанной с Украиной»
Аня, 25 лет
Наблюдение рекламщика — резко увеличилось количество наружки, связанной с Украиной. И вот то ли поддержка, то ли показуха. Короче, в городе стало очень много рекламы Call Russia (имхо, проект про отмыв бабок, абсолютно бессмысленный). Причем они выкупали дорогие слоты с хорошим трафиком типа тройного большого слота на кольце Вилкпеде. Словом, они везде были, и украинцев уже сильно бомбануло на этом фоне, поэтому сейчас наружную кампанию сворачивают. В Вильнюсе, насколько я понимаю, основной оператор наружки JCDecaux. И вот они вчера уже на фейсбуке: «Да-да, все заменим на кампании, дизайн которых у нас есть». Потому что у них и так шла кампания по молодым ветеранам,
а теперь в городе еще куча плакатов Stand With Ukraine, ценность которых сомнительна. Они как будто филлерные, как филлеры про грибы или море. Я не берусь утверждать, что кто-то отмывает деньги, но просто интересные тенденции. Сall Russia явно ввалили бабок и выкупили кучу наружки. Общественность возмущена. Какие диалоги с Россией, вы какой месседж перед саммитом транслируете? И вот уже JCDecaux такие «Ой, call russia уже снимают свою рекламу, мы уже все заменяем».
«Самое смешное — то, как пытаются приукрасить город для высокопоставленных лиц»
Ксения, 29 лет
Я живу на стыке старого и нового города. Когда появилась информация об ограничениях, я стала мониторить, повлияет ли как-то это на мою ежедневную активность. В итоге решила, что буду работать из дома и в офис не буду соваться в течение недели. Но пришлось отменить клуб английского, так как занятия проходят в Старом городе. Решила не доставлять неудобства тем, кто к нам присоединяется, и просто перенести на время после саммита. А так, если дома сидеть и в центре не ходить, не должно нас эффекнуть это. Но забавно наблюдать, как люди уезжают из города. Видела в сторис у знакомой, что аэропорт был буквально переполнен.
Но самое смешное — то, как пытаются приукрасить город для высокопоставленных лиц. Это очень напоминает совковщину и Беларусь, когда для приезда президента сгоняли самых красивых коров из соседних деревень. Очень обидно за старые тралики, которые не пускают на центральные улицы города, так как они, видимо, не совсем презентабельно выглядит для тех, кто прилетает на саммит.