11 июля в реанимации умер политзаключенный Алесь Пушкин. Источник MOST.media рассказал подробности смерти: у художника была прободная язва, в тюрьме ему не оказали своевременную помощь, а в больницу он поступил уже в бессознательном состоянии. Это не первый случай смерти политзаключенного. Вспоминаем, кто и при каких обстоятельствах погибал из-за политического преследования в последние годы.
Николай Климович предупреждал, что может умереть, но несмотря на это, его отправили в тюрьму
В мае в колонии №3 города Витебска умер политзаключенный Николай Климович. Его отправили в тюрьму, несмотря на то, что у Климовича была инвалидность второй группы по сердцу. В своем последнем слове блогер сказал, что может умереть за решеткой, так как ему необходимо принимать большое количество препаратов. Это не спасло его от срока: мужчина арестовали прямо в зале суда, а спустя два месяца после этапирования в колонию он умер.
Гибель Витольда Ашурка носит насильственный характер
Первый громкий случай гибели политзаключенного — смерть Витольда Ашурка, активиста из Берёзовки, члена Партии БНФ, а также координатора движения «За свободу». В сентябре 2020 года активиста приговорили к 30 суткам административного ареста, однако на свободу он так и не вышел — против него возбудили уголовные дела. В январе 2021 года его приговорили к пяти годам общего режима, на тот момент это был самый строгий приговор для участников акций 2020 года. Неожиданно на 244-й день своего заключения Витольд Ашурок погиб.
По официальной версии, он умер от остановки сердца. Родные и соратники политзаключенного убеждены в насильственном характере его смерти — тело Витольда было практически полностью забинтовано. Эту версию подтверждают и бывшие политзаключенные Шкловской колонии № 17: после выхода на свободу они рассказали о жестоком обращении с Витольдом. Уголовное дело по факту смерти Витольда Ашурка так и не было заведено.
Жертвы коронавируса
В разгар пандемии коронавируса нелегитимные власти специально подвергали задержанных угрозе — в камеры изоляторов временного содержания (ИВС) подселяли больных и здоровых людей. В результате коронавирусом болели не просто камерами, а фактически целыми изоляторами. Были и смертельные случаи.
Так, в октябре 2021 года в Минске умерла Елена Амелина, которая серьезно заболела коронавирусом во время отбывания административного ареста в ЦИП на Окрестина. Женщина уже попадала на Окрестина за автопробег с бело-красно-белыми флагами: в этот раз Елену задержали и осудили на 15 суток ареста за репост «экстремистских» материалов.
Женщины, которые сидели в одной камере с Еленой, говорили, что в первые дни женщина оставалась бодрой и энергичной, но уже спустя пару дней в холодной камере, переполненной людьми, вынужденными спать на полу, Елена заболела: начала кашлять, у нее поднялась температура. Отбыв арест и едва вернувшись домой, Елена попала в больницу и сразу на ИВЛ. Врачи больше двух недель боролись за ее жизнь, но спасти женщину не удалось.
В декабре 2020 года от коронавируса умер Сергей Щитинко, 57-летний житель Осиповичей. Он был осужден на 10 суток ареста, в изоляторе мужчина заразился коронавирусом, после «суток» Сергей попал в больницу, где умер от болезни.
О смерти из-за коронавируса еще одного задержанного осенью 2021 года сообщил «Белсат». Мужчину задержали в начале сентября за национальный флаг на балконе. Его осудили на «сутки» и отправили в ИВС на Окрестина, где он заразился коронавирусом. На 9-е сутки мужчину направили в больницу, где он скончался.
«Виной этому стал следственный комитет». Самоубийства из-за политического преследования
В апреле текущего года гродненские правозащитники сообщили, что задержанный мужчина спрыгнул с 4-го этажа Волковысского РОВД. Он погиб. По информации «Вясны», это может быть 24-летний Максим Л. У правозащитников нет точной информации о причинах его задержания. Однако они сообщают, что парня задерживали 9 августа 2020 года.
Дмитрий Дудойть — первый политзаключенный, который покончил жизнь самоубийством. Мужчина был осужден на два года «химии» за комментарий, в декабре 2021 года Дмитрий начал отбывать срок в ИУОТ № 43 в Могилёве. Однако на «химии» мужчина пробыл лишь неделю. Возвращаясь из поликлиники без сопровождения, он покончил жизнь самоубийством — прыгнул с моста и разбился.
В мае 2021 года из-за политического преследования покончил жизнь самоубийством подросток Дмитрий Стаховский — он спрыгнул с 16-этажного здания. 17-летний парень был фигурантом уголовного дела за участие в «массовых беспорядках» 9-11 августа 2020 года. Парень оставил пост в соцсетях, в котором объяснил свой поступок: «Виной этому стал следственный комитет».