Не утихают споры о том, обязана ли будет платить репарации Беларусь, если режим Лукашенко присоединился к военной агрессии России против воли беларусского народа. И все-таки, должна ли что-то Беларусь или нет? Собрали мнения экспертов.
Фото обложки: Reuters
Тема репараций вновь обострилась после заявления украинского общественного деятеля Сергея Притулы о том, что любая страна, присоединившаяся к агрессии России против Украины, должна быть наказана, в том числе Беларусь. Он призвал Светлану Тихановскую гарантировать, что Беларусь будет нести ответственность за действия режима Лукашенко.
Латушко: «Необходимо решение международного трибунала»
Беларусь будет выплачивать Украине какую-либо компенсацию за участие в войне только в том случае, если так постановит трибунал.
Пока у власти Лукашенко, даже сам разговор о репарациях, контрибуциях или других формах компенсации — вести бессмысленно. Лукашенко точно не будет ничего компенсировать Украине, считает Павел Латушко, глава НАУ и заместитель руководителя Объединенного переходного кабинета. Речи о каких-либо компенсациях не может идти и в том случае, если после Лукашенко его режим сохранится в лице беларусского или российского преемника, например, в лице Натальи Кочановой.
«Разговаривать об этом можно только с цивилизованным демократическим правительством независимой Беларуси. Которое будет придерживаться международного права на 100%», – уверен политик.
Ковалевский: «Главное — победа Украины, все остальное это предмет переговоров»
Чтобы говорить о последующих шагах, необходимо победить в этой войне, считает представитель Объединенного переходного кабинета по иностранным делам Валерий Ковалевский. По его словам, вывод Беларуси из войны был бы самым сильным ударом по России в войне против Украины, и беларусские демсилы делают все, чтобы наша страна вышла из этой войны.
Ответственность государства Беларусь за соучастие в агрессии против Украины признается однозначно, говорит Ковалевский. Но как эта ответственность будет выражаться на практике — это предмет переговоров после победы Украины.
«Главное — победа Украины, все остальное это предмет переговоров и взвешивания аргументов о том, как беларусы помогали Украине на этом пути к победе и того, как Украина помогала Беларуси на этом пути, и после 2020 года, и после 24 февраля 2022 года. Это будет разговор с вопросами с обеих сторон», – считает Ковалевский.
Пазняк: «Трэба гаварыць пра рэпарацыі з боку Расеі, а не Беларусі»
Украінскія дэпутаты ўнеслі на разгляд у Вярхоўную рады праект, у якім прапаноўваюць прызнаць Беларусь краінай-агрэсарам. Але зрабіць гэта немагчыма ані па міжнароднаму, ані па беларускаму, ані па ўкраінскаму праву, лічыць Зянон Пазняк, лідар партыі КХП-БНФ и руха «Вольная Беларусь».
«Гэта акупаваная краіна, рэжым, які здаў краіну, у свеце не прызнаны ўжо 29 гадоў: ён нелегітымны, ён парушыў Канстытуцыю, ён з’яуляецца злачынным. І ўсе гэтыя рэчы ўлічваюцца ў міжнародным праве — гэта элементарныя рэчы. Немагчыма аб’явіць Беларусь дзяржавай-агрэссарам, а вось акупаванай магчыма, і нават патрэбна! Трэба гаварыць пра рэпарацыі з боку Расеі, а не Беларусі. Гэта Расея напала і гэта яна нішчыць гарады і забівае людзей», – разважае Пазняк.
Класковский: «Пока у власти Лукашенко, никаких репараций Украина не получит»
Признание Беларуси страной-агрессором может ухудшить отношения между беларусами и украинцами, уменьшает возможности для взаимопонимания с демократическими силами, констатирует политолог Александр Класковский в комментарии «Салiдарнасцi».
«Если говорить чисто утилитарно, пока у власти Лукашенко, никаких репараций Украина все равно не получит. А если представить, что власть меняется, тогда нелепо с нового демократического правительства требовать каких-то репараций», – считает Класковский.
Магда: «Мы должны строить модель экономических взаимодействий»
Тема репараций со стороны Беларуси звучит чаще, чем тема репараций со стороны России, говорит Евген Магда, украинский политолог и директор Института мировой политики в эфире «Еврорадио». Как поясняет эксперт, люди думают, что репарации — это обезболивающее: болит голова, выпил таблетку — и она сразу прошла. Во-первых, на самом деле это не так, мировой опыт показывает, что репарации — это не таблетка.
«Во-вторых, мы не сможем построить добрососедские отношения на репарациях. Мне непонятна позиция представителей беларусских демократических сил, которые согласны платить репарации. Они не думают, что когда они придут к власти (если придут), то будут вынуждены вытягивать эти деньги с карманов своих граждан? Если они сейчас соглашаются, то где они будут брать деньги? Занимать у Запада на репарации? Мы должны строить модель экономических взаимодействий», – считает украинский политолог.