В ближайшее время окончательно решится судьба нескольких политических объединений. Вероятнее всего, решение будет принято не в их пользу. Суд планирует рассмотреть ликвидацию пяти партий: «Зелёные», Беларусская социал-демократическая грамада, Республиканская партия, БНФ и Социально-демократическая партия народного согласия. Кто останется?
В Беларуси продолжается ликвидация партий, не прошедших перерегистрацию. Недавно были ликвидированы оппозиционная Консервативно-христианская партия — БНФ, которую возглавляет Зенон Позняк, на очереди — Беларусская социал-демократическая Грамада, БНФ и «Зелёные». Глава БНФ Григорий Костусев является политзаключенным и находится за решеткой, в такой же ситуации и лидер Объединенной гражданской партии Николай Козлов.
Будут ликвидированы и провластные структуры, уже ликвидирована провластная Беларусская патриотическая партия. Вскоре также рассмотрят иск о ликвидации двух провластных партий: Социал-демократической партии народного согласия и Республиканской партии.
Все они не прошли перерегистрацию, поскольку не соответствуют новому законодательству. Его в этом году изменили: теперь, чтобы зарегистрировать политическую партию, нужно собрать более 5 тысяч единомышленников (ранее была 1 тысяча), а также в каждом регионе должны быть представительства партии.
Кто останется?
Перерегистрацию по новым критериям прошли три провластные политические структуры: Республиканская партия труда и справедливости, Либерально-демократическая партия и Коммунистическая партия Беларуси. К этим, уже существующим, добавилась новая провластная политическая сила — «Белая Русь».
Политолог: Эпоха старой оппозиции ушла, а новая столкнулась с суровыми вызовами
Де-факто деятельность антирежимных партий внутри страны и так была парализована репрессиями. Более того, за время после протестов 2020 года успела войти в экзистенциальный кризис и оппозиция 2.0, констатирует политолог Александр Класковский.
Ведь оппозиция родилась именно на волне тех мощных, беспрецедентных протестов, которые теперь закатаны в асфальт. Будучи вытесненными в политическую эмиграцию, деятели новой оппозиции выстроили ряд структур, во многом зеркаля конструкцию режима, но вот с поиском смыслов на сегодня туго.
«Да, в штабах политической эмиграции не могут прыгнуть выше пояса. Но могут подумать (и, надо полагать, думают) над тем, как окончательно не выпасть из реальности, остаться более или менее политически релевантными до того времени, когда действительно «процесс пойдет». Иначе оппозиция 2.0 рискует повторить судьбу «старой оппозиции». Которой, к слову, нужно отдать должное. Она свое отыграла, но посеянные ей зерна дали всходы в 2020-м, когда над колоннами манифестантов заколыхалось море сакральных бчб-флагов», – заключает Класковский.