Беларусь должна быть в составе Евросоюза — к этому решению пришли демсилы на конференции «Новая Беларусь». С этим определились, но какой должна быть демократическая Беларусь? Эксперты и экспертки поделились своим видением Беларуси будущего.
Новая Беларусь должна быть беларусской, считает представительница ОПК по национальному возрождению Алина Ковшик. В настоящий момент политик работает над стратегией национального возрождения и для ее реализации будет браться лучшее из нашей «беларушчыны», но нужно смотреть не только в прошлое, но и в будущее.
«Часто спрашивают, что вы делаете для Новой Беларуси? Мы создаем ее даже сейчас. Новая Беларусь начинается с каждого из вас и с каждого шага, не нужно ждать, пока система сменится, нужно начинать уже сейчас», – считает Алина Ковшик.
Большинство беларусов ожидает изменений, несмотря на свои политические предпочтения, констатирует социолог Геннадий Коршунов. Реформ ждут как сторонники перемен, так и сторонники нелегитимных властей. Как отмечает Коршунов, эксперты действительно работают над стратегиями и реформами, но для общества — это абстракции.
«Людям нужно говорить конкретные вещи. Нам не хватает проталкивания идей, “мягкой пропаганды” и визуализации будущего Беларуси, чтобы люди понимали, зачем это все. Чтобы даже в дискуссии с ябатьками человек мог показать пример этого будущего — этого будет достаточно», – считает эксперт.
Новая Беларусь должна базироваться на пяти основных принципах: народ, закон, объединение, друзья, говорит советник Тихановской Александр Добровольский. Первый принцип — это народ. «Кто хозяин на этой земле?», – задается вопросом Добровольский. В настоящее время три претендента на это место: Лукашенко и Кремль думают, что они хозяева. Но настоящий хозяин — народ, и именно он должен выбирать власть, ее контролировать и менять тогда, когда хочет.
Еще один пункт — право и законность, именно на этих принципах должна строиться страна. Люди должны иметь право на объединение, чтобы каждый мог объединяться в группы по интересам.
Друзья — этот пункт, который также должен быть нашим принципом, считает эксперт.
«На международной арене мы должны искать друзей, а не врагов. Мы бы хотели, чтобы и Россия не была нашим врагом, но Россия сама делает все, чтобы быть этим врагом. Мы должны искать друзей по всему миру», – считает Добровольский.
Инклюзивность, взаимодействие, заботливая солидарность — это все пришло в наш протест и показывало нашу общую позицию, говорит Юлия Мицкевич, представительница Фемгруппы Координационного совета. Все, что мы видели в 2020 году со стороны режима Лукашенко — это проявление самого настоящего патриархата. Важно, чтобы в Новой Беларуси женщины были видны. У женщин внутри Беларуси есть запрос на участие в политике и общественной жизни.
«Мы бы все хотели увидеть эту Новую Беларусь, о которой мы говорим. Но мы не говорим о том, что нам нужно сделать, чтобы оказаться в этой Новой Беларуси?», – задался вопросом Павел Либер, основатель платформ «Голос» и «Новая Беларусь».
С одной стороны, мы понимаем, что мы стучимся во все двери в ЕС и в другие страны, и мы надеемся, что кто-то придет и решит наши проблемы, но если это будем не мы — кто-то придет и решит эти проблемы за нас, и решит их не так, как мы хотим, отмечает Либер.
Что нам нужно сделать, чтобы там оказаться? С одной стороны, мы понимаем что мы стучимся во все двери в ЕС и другие страны, мы надеемся, что кто-то придет и решит наши проблемы, но если это будем не мы, кто-то придет и решит их не так, как мы хотим.
«Создать Новую Беларусь — наша ответственность, пусть у нас сейчас нет территории, но мы можем что-то делать, даже если мы изолированы друг от друга. Я всю жизнь занимался цифровыми технологиями, поэтому мы пытаемся соединять людей. Кроме того, мы пытаемся объяснять людям, что чтобы что-то делать, нужны политические лидеры. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Новая Беларусь — это люди и персональная ответственность каждого», – заключает Либер.