Доходы населения растут, рост цен замедляется, ставки по кредитам снижены. И, кажется, экономика немного восстанавливается. Однако все эти факторы несут за собой инфляционные и девальвационные риски. Подробнее о курсе валют и экономическом прогнозе рассказывает экономист и старший научный сотрудник BEROC Анастасия Лузгина.
За первое полугодие ВВП Беларуси вырос на 2%. Этот рост произошел за счет промышленности, торговли и немного строительства, при этом некоторые отрасли продолжают падение даже к прошлогодним показателям. В основном тянут ВВП вниз IT-сектор, а также транспортная отрасль. На данный момент в Беларуси наблюдается небольшой экономический рост, который означает восстановление по отношению к уровню 2022 года, когда экономика пошла на спад, говорит экономист и старший научный сотрудник BEROC Анастасия Лузгина.
При этом и другие показатели экономики выглядят неплохо: зарплаты в реальном выражении растут, а рост цен замедляется. Как подчеркивает экономист, с виду все довольно хорошо, но в этот рост заложены определенные риски.
Для начала разберемся, за счет чего происходит рост. Прежде всего за счет стимулирования внутреннего спроса, который включает в себя потребительский спрос. Поскольку зарплаты растут, цены контролируются, а ставки по кредитам снижаются — это создает возможность для активного роста потребления.
Стоит также разобраться, за счет чего растут доходы населения, конечно, за счет роста зарплат. А зарплаты населения растут, потому что предприятия повышают зарплаты даже вопреки эффективности своей работы, так как не хватает работников — наблюдается миграция и плохая демографическая ситуация.
«Все эти процессы создают определенные риски в экономике. Со стороны внутренних экономических факторов существуют риски инфляции. Существуют и девальвационные риски — то есть постепенное снижение курса беларусского рубля к иностранным валютам. К этому приведет давление на курс беларусского рубля, которое возникнет к концу этого или в начале следующего года. Почему? Потому что уже сегодня результаты внешней торговли не столь положительные, как были в прошлом году», – поясняет Лузгина.
В прошлом году результаты внешней торговли тоже снижались, но импорт снижался быстрее, чем экспорт, поэтому по итогу получилось положительное сальдо, поясняет экономист. Как поясняет собеседница, валюты в страну поступало больше, нежели сейчас, по крайней мере по итогам первого полугодия.
«Если тенденция по росту импорта сохранится и импорт будет расти быстрее, чем экспорт, то мы увидим отрицательное значение во внешней торговле, соответственно, в страну будет приходить меньше валюты. Впоследствии это выльется в снижение курса беларусского рубля к иностранным валютам», – комментирует Лузгина.
Сегодняшняя ситуация на валютном рынке характеризуется внешними факторами, связанными с динамикой российского рубля, говорит экономист. Это очень хорошо видно по результатам последних нескольких дней, когда в начале беларусский рубль падал вслед за российским, а теперь российский рубль немного укрепился и аналогичная ситуация произошла и с беларусским рублем.
«Если сохранится мягкая монетарная политика, денежно-кредитная политика и рост доходов и зарплат, ситуация с внутренними рисками может реализоваться. В таком случае уже к концу года мы увидим плавное снижение», – заключает эксперт.