Польша, Литва и Латвия пока не будут закрывать границу с Беларусью. Однако в случае любой провокации у границ ЕС страны закроют все погранпереходы с Беларусью. Что будет, если границу все-таки закроют? И есть ли у этой меры альтернативы? Разбирается экс-дипломат Павел Мацукевич в новом выпуске «Пульса Ленина-19».
Не все последствия полного закрытия границ предсказуемы, но есть вещи, о которых можно говорить с высокой долей определенности как о вполне реалистичных, говорит экс-дипломат Павел Мацукевич. Например, можно точно говорить о том, что в случае блокировки Беларусь окажется целиком изолированной со стороны всех своих соседей, кроме России, ведь граница с Украиной уже закрыта и обильно усеяна минами.
К чему приведет изоляция Беларуси?
· Возможностей для коммуникации между беларусами и европейцами станет меньше.
· Может усугубиться раскол в обществе, отрезав от живого общения тех, кто уехал, с теми, кто остался.
· Ограничатся возможности экстренного выезда из Беларуси (частично решить проблему могут гуманитарные коридоры).
Приведет ли закрытие границы к нужному результату?
Ситуация для режима не безвыходная, ведь есть Россия. И раз уж под давлением уступок со стороны режима не было до сих пор, то и теперь их ожидать не стоит. Если граница полностью закроется, то выход из нового уровня изоляции будет осуществляться режимом старым способом — разворотом всего, что еще не развернуто, с Запада на Россию и Азию.
Это означает дополнительное ускорение в сближении с Россией. Но беларусско-российская интеграция не способствует ни безопасности в нашем регионе, ни перспективам демократизации в нашей стране. В досанкционные времена Минск работал преимущественно через балтийские порты, сопротивляясь давлению России, пытавшейся перенаправить беларусские грузы на свои порты. Теперь грузы идут через РФ.
Маловероятно, что закрытие границы приведет к полному сворачиванию торговли между Беларусью и ЕС, но ее объемы еще более сократятся. У оставшихся поставок усложнится доставка, а соответственно и стоимость.
Закрытие границы будет означать точку в истории про транзитную привлекательность Беларуси. Что лишь закрепит кризисные тенденции в сфере транспортных услуг. Кроме того, полное закрытие границы затронет интересы Китая в плане транзита китайских товаров в Европу, и на кого из-за этого ополчится Пекин — вопрос открытый
Во всем этом не видно решения вопросов, которые перед собой ставит закрытие границы с Беларусью — начиная от освобождения интересующих Польшу политзаключенных, миграционного кризиса и заканчивая «Вагнером». Перспективы уступок со стороны Лукашенко сквозь закрытую границу не просматриваются, но это не означает, что они невозможны.
За последние три года были примеры подвижек со стороны режима. Они касались освобождения конкретных людей из тюрем, а также деэскалации миграционной проблемы на границе Беларуси с ЕС в ноябре 2021 года. Все они не были результатом введения новых более жестких санкций или смягчения действовавших, но произошли по результатам прямых предметных контактов высоких представителей западных стран с Лукашенко.