В Швейцарии пройдет суд над Юрием Гаравским бывшим сотрудником СОБРа, который причастен к исчезновению Юрия Захаренко, Виктора Гончара и Анатолия Красовского, сообщает DW. Гаравского будут судить в рамках универсальной юрисдикции по статье об исчезновении людей. Первое заседание пройдет 19 сентября. По швейцарским законам ему грозит от 1 до 20 лет лишения свободы. Суд над Гаравским может стать ключевым моментом для расследования преступлений Лукашенко.
В декабре 2019 года экс-боец беларусского СОБРа Юрий Гаравский в интервью DW признался, что участвовал в похищении и убийстве бывшего председателя ЦИК Беларуси Виктора Гончара, экс-министра внутренних дел Юрия Захаренко, бизнесмена Анатолия Красовского в 1999 году. В 2019 году он переехал в Швейцарию, где запросил политическое убежище.
Реакция официальных властей на убийство оппонентов Лукашенко
После исчезновения видных оппозиционеров семьи погибших предпринимали многочисленные попытки получить информацию о местонахождении своих родственников, а также настаивали на расследовании похищений и привлечения виновных к ответственности.
В 2020 году по делу об исчезновении оппозиционеров был арестован командир бригады СОБРа Дмитрий Павличенко. Его аресту предшествовал рапорт начальника СИЗО №1 Олега Алкаева — об изъятии расстрельного пистолета накануне исчезновений Захаренко, Гончара и Красовского. Из СИЗО его выпустили спустя сутки по приказу Лукашенко. В этот же день были отправлены в отставку глава КГБ и Генпрокурор.
Бойцы СОБРа под командованием подполковника Дмитрия Павличенко, выполнявшие и другие преступные приказы Лукашенко, действительно стоят за исчезновением политиков, к такой версии склоняются родственники пропавших, ее же выдвигал журналист Павел Шеремет, к такому выводу пришли и в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ).
Интервью экс-бойца СОБРа легло в основу уголовного дела
Официальное расследование по делу об исчезновении политиков не дало результата, спустя 20 лет его вовсе прекратили. Однако в 2019 году об обстоятельствах убийства Захаренко, Гончара и Красовского рассказал бывший боец СОБРа Юрий Гаравский.
После публикации интервью бывший командир беларусского СОБРа Дмитрий Павличенко отреагировал на признание и обвинил Юрия Гаравского в распространении «лживых и скандальных заявлений». Лукашенко также назвал интервью Гаравского «куском вброса».
Однако оно легло в основу дела, которое инициировала правозащитная организация Trial International. Организация собрала дополнительные материалы по делу и связалась с родными пропавших политиков.
В итоге в прокуратуру Швейцарии было подано сразу три иска — от Елены Захаренко, дочери пропавшего экс-главы МВД Беларуси, Валерии Красовской, дочери пропавшего бизнесмена, а также от Trial International и ее партнеров.
Гаравский рассчитывает на условный срок или на признание свидетелем по делу
Прокуратура завершила расследование за год и по швейцарскому законодательству действия Гаравского расценили как насильственное исчезновение людей. Поскольку прямых доказательств, что экс-силовик причастен именно к убийству, нет.
Дочери Захаренко и Красовского будут настаивать на обвинительном приговоре. Но Гаравский рассчитывает на условный срок или на признание свидетелем по делу.
«Чем он может закончиться, я не знаю. Скорее всего, условным сроком. Как мне сказал прокурор, депортации сто процентов не будет. Я подтверждаю, что был соучастником преступления, но поскольку я первым сознался, рассчитываю также на статус свидетеля. Но все зависит от решения судьи», – сказал Гаравский в комментарии DW.
Международные преступники не смогут избежать ответственности
Первое в истории судебное преследование предполагаемого члена «эскадрона смерти» Лукашенко является мощным сигналом обществу: правосудие по международным преступлениям может и будет осуществляться независимо от государственных границ и времени, прошедшего с момента совершения преступлений, заявил Павел Сапелко, юрист «Вясны».
«Принцип универсальной юрисдикции прочно и основательно закрепляется в судебных системах. Шаг за шагом мы добиваемся того, чтобы международные преступники не смогли избежать ответственности», – говорит юрист.