Поскольку идеологии как таковой у режима нет, заполнять идеологическую пустоту пытаются искажением истории. Именно так возник самый молодой и самый важный для режима праздник — «День народного единства». Но навязанный режимом «праздник» лишь еще больше раскалывает общество. Почему так происходит?
Чиновники сливают на «День народного единства» миллионы. Только материально-техническое обеспечение «патриотического форума» обойдется бюджету более чем в 1 млн рублей. Новый праздник с размахом отметят не только в столице, в областных центрах, районах и в каждой деревне планируются тематические мероприятия. Кажется, 17 сентября становится для режима очень важным праздником.
На протяжении трех лет в этот день школьников ведут на показ пропагандистских фильмов, студентам рассказывают переписанную историю, а рабочих заводов ведут послушать пропагандистов. Однако навязать искусственный праздник не получается, а вместо единства еще больший раскол.
После продолжительных протестов беларусов против режима Лукашенко в 2020 году режиму понадобилась идеологическая база, чтобы обосновать захват власти и попытаться консолидировать общество. Например, свой аналог Дня Воли. Именно так в 2021 году появился так называемый День народного единства, который назначили на сложную и противоречивую дату — 17 сентября.
17 сентября 1939 года началась Вторая мировая война. В этот день Советский Союз вступил во Вторую мировую войну, напав на Польшу, в результате чего СССР присоединил Западную Беларусь. Советская пропаганда объясняла это по-своему: «освобождение от польского гнета», «акт исторической справедливости», «воссоединение Беларуси». Лукашенковская пропаганда не смогла придумать ничего лучше и принялась использовать старый нарратив.
Как советские, так и лукашистские пропагандисты всеми способами пытаются игнорировать тот факт, что «праздник» 17 сентября возник в результате сговора между СССР и нацистской Германии. Называя это не вступлением в войну, а «освободительным походом». Так же, как сейчас войну не называет войной, а «специальной военной операцией».
Пропаганда пытается провести параллели этих событий 1939 года с протестами 2020 года. Лукашисты считают «День народного единства» громогласным ответом всем недоброжелателям, мол, «разделить беларусский народ не получилось сейчас, не получится и впредь». Для режима Лукашенко 2020 год стал переломным — он до сих пор не может справиться с травмой, пытаясь репрессировать всех, кто хоть немного нелоялен. Такими методами объединить народ не получается, раскол в обществе становится все больше, консолидации нет даже в рядах лукашистов.
В нашем поляризованном обществе полное единство в принципе невозможно, по крайней мере до тех пор, пока то самое единство пытаются принудительно навязать с помощью фейковых праздников.
Исключительный путь к единству — это независимость, которую нужно сохранять и защищать всеми силами народа и государства. А «единство», которое досталось от империи, может быть отобрано и в любой момент превратиться в оккупацию.