Беларусов смогут задерживать на 10 и 20 суток без предъявления обвинения — такие изменения планируют ввести в Уголовно-процессуальный кодекс. Правозащитник и соучредитель BYSOL Андрей Стрижак рассказал «Солидарности» о борьбе силовых структур во власти и ее последствиях для беларусов.

В ближайшее время режим внесет очередные изменения в Уголовно-процессуальный кодекс, такая информация поступила BELPOL сразу от нескольких источников. В частности, будет расширен перечень статей Уголовного кодекса, по которым органы уголовного преследования смогут задерживать граждан без обязательного избрания меры пресечения на срок до 10 суток и без предъявления обвинения сроком до 20 суток. 

Планируется исключить из уголовно-процессуального кодекса и статью, в соответствии с которой, если потерпевший или свидетель не дали согласия на дачу показаний в судебном заседании, их данные не могут быть оглашены. Не могут быть также воспроизведены звукозапись их показаний, видеозапись или киносъемка допроса. 

«На практике данная норма позволяла блокировать возможность использовать в качестве доказательства полученные путем обмана, угроз или насилия свидетельства близких родственников. Теперь же показания таких лиц, выбитые на стадии дознания или предварительного расследования, смогут быть положены в основу приговора», – поясняют сотрудники BELPOL.

Кроме того, прокурорам будут предоставлены полномочия по даче следователю обязательных к исполнению указаний о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения. Изменения коснутся также полномочий начальников следственных подразделений — последние лишатся полномочий по отмене незаконных постановлений следователя об отказе в возбуждении уголовного дела и о прекращении предварительного расследования. Такими полномочиями будет обладать исключительно прокурор. 

В целом суть изменений будет сведена к ухудшению положения подозреваемого, лишению следователя процессуальной самостоятельности и усилению роли прокуратуры.

«Это большая дополнительная угроза»

Запланированные изменения в Уголовно-процессуальном кодексе — это большая, сильная дополнительная угроза, считает правозащитник и соучредитель BYSOL Андрей Стрижак. Но за последние три года столько всего произошло, что уже ничего не удивляет. Те, кто хотел выехать — те должны выезжать, те, кто решил остаться — должны понимать, насколько это может быть опасно.

«Возможности быть задержанными на 10 и даже на 20 суток без предъявления обвинений, к сожалению, могут заканчиваться тем, чем заканчивались уже несколько задержаний за последнее время: если человека задерживали — через какое-то время его хоронили. Никто ни за что не будет отвечать, и у силовиков теперь еще больше развязаны руки на то, чтобы действовать неправовыми методами», – говорит Стрижак. 

Но даже при не работающем в стране праве, у силовиков все равно есть потребность обложиться бумажками и обезопасить себя, узаконив то, что они творят, считает эксперт. 

«Сказали бы уже: мы можем делать все что угодно — с вами, с вашими детьми, с вашим имуществом и паспортами. Нет, они все равно придумают какие-то декоративные, косметические изменения в законе», – поясняет Стрижак. 

Планируемые изменения говорят и о других тенденциях — прокуратура получает все больше силы, в то время как Следственный комитет теряет часть своих полномочий. Поэтому надо ожидать, что «прокурорские» будут восприниматься в их внутренней системе как большая сила, полагает эксперт.

«Я сказал бы так: если раньше о Беларуси можно было сказать, что это “страна, захваченная ментами”, то сейчас еще и “прокурорскими”. Ясно, что прокуратура получает все больше силы — и, повторюсь, это свидетельствует о расстановке сил в лукашенковской структуре власти», – заключает Стрижак. 

Ранее

Главное: что говорили о Беларуси на сессии Генассамблеи ООН

Далее

Новости регионов: новый дизайн беларусских полей и футбольные клубы в долгах

Читайте далее