Год назад в России началась «частичная мобилизация». На войну, по словам Путина, отправились более 300 тысяч россиян. Волонтеры Conflict Intelligence Team (CIT) и «Важные истории» составили и проанализировали список имен тех, кто погиб в Украине после мобилизации, и узнали, сколько человек находятся на фронте и где самые большие потери. Также появились слухи о второй волне мобилизации. Что по этому поводу говорят эксперты?
Каждый пятый погибший не прожил двух месяцев
За год мобилизации российские власти ни разу не опубликовали статистику о количестве уехавших на войну. Зато некрологи и сводки украинской армии о потерях врага появляются каждый день.
Где убивали мобилизованных
Самая известная история — история про Макеевку. Это самое массовое место смерти мобилизантов. ВСУ запустили снаряд по лагерю россиян. Тогда Минобороны России заявило, что погибло 89 человек, однако погибло в полтора раза больше. При этом в Минобороны России заявили, что мобилизанты виноваты сами, так как пользовались телефонами, по которым их нашли ВСУ.
Также неудачными местами для российских мобилизантов стал район Новой Каховки в Херсонской области, село Червонопоповка, Авдеевка, Макеевка, Бахмут, Угледар, а также направление Купянск — Сватово — Кременная Луганской области.
«Мясо» без отпуска
«Важным историям» рассказывали, что командование ДНР зачастую относилось к солдатам в этих местах как к расходному материалу. Им прямо говорили, что они «мясо». При этом «мясу» обещали службу на полгода и отпуск. Полгода прошло — отпуска так и нет. За год некоторые ни разу не побывали дома.
В каком регионе России больше всего мобилизованных
Больше всего гробов приходит российским семьям из Свердловской области. Там погибли более 200 мужчин, которых призвали на войну. Но официальная статистика говорит о том, что Свердловская область только на седьмом месте по количеству погибших.
Более сотни человек похоронили в Чукотке, Бурятии, Татарстане, Башкортостане, Самарской и Волгоградской областях (по возрастанию).
Вторая мобилизация
Глава украинской разведки Кирилл Буданов уверен, что в России идет скрытая мобилизация и каждый месяц набирают примерно 20 тысяч солдат.
«Сейчас они рассматривают вопрос, он еще не решен, о призыве дополнительных 450 тысяч человек. Само по себе это наводит на следующий вопрос: а зачем такое количество, если потери, как говорится, мизерные? Ну, вот вы и увидите, что правда где-то посередине будет», – сказал он.
Теорию скрытой мобилизации поддерживает заместитель министра обороны Украины Анна Маляр. Она рассказала об этом в эфире телемарафона «Единые новости».
«Они сейчас не проводят публичную мобилизацию, потому что у них уже зреет недовольство матерей и жен за то, что их мужья, дети почему-то должны погибать в Украине непонятно за что. Но они постоянно набирают людей и ведут скрытую мобилизацию. Потому мы не должны расслабляться. Да, они теряют мотивацию, потому что они все больше не понимают, что они делают на территории Украины, но их
много и у них есть преимущество по количеству людей», – уверена она.
Британская разведка сообщила о том, что россиянам не хватает резервов для переброски людей в районы боевых действий.
«Отсутствие регулярной ротации подразделений c боевого дежурства, весьма вероятно, является одним из важнейших факторов, способствующих низкому моральному духу россиян и неспособности российской армии проводить подготовку более высокого уровня после вторжения», – написано в новой сводке.
Также британцы предполагают, что публичной мобилизации в России нет из-за трудностей в наступательных операциях, о чем говорили украинские представители.
Что касается российского мнения, то комментарий о мобилизации дал сам Владимир Путин. В начале сентября Путин заявил, что каждый день подписывать контракт на службу приходят около тысячи человек.
«Люди сознательно идут на военную службу, понимая, что в конечном итоге они окажутся на фронте. Мужчины, понимая, что их ожидает, понимая, что они могут жизнь отдать за Родину, получить тяжелые ранения, все равно идут на это, защищая интересы Родины», – заявил президент РФ.
В июне Путин говорил, что необходимости во второй волне мобилизации нет.
«Некоторые общественные деятели говорят, что нужно срочно еще миллион набрать, два миллиона, но это зависит от того, чего мы хотим».