Силовики продолжают преследовать тех, кто донатил деньги в фонды солидарности и финансово помогал людям, пострадавшим от репрессий. В сюжете ОНТ рассказали, как «власти» находят донатеров и что им за это бывает.
За половину 2023 года Комитет госконтроля нашел 70 «преступников», которые пытались помочь «экстремистам», и 6 человек, которые пытались спонсировать «террористов».
За что можно получить уголовное дело
На гостелеканале сами рассказали, за что именно можно получить наказание. Буквально — за все. Властям без разницы, считается объединение «экстремистским» или «террористическим». Если донатите на цели, которые в итоге силовики считают «вредными», то они воспринимают ваше действие за преступление задним числом.
От «уголовки» можно откупиться, но не все могут это сделать
Некоторых готовы освободить от уголовной ответственности. Например, если человек раскаялся и заплатил деньги. Есть истории, когда минимальная сумма компенсации достигала 500 или 1000 долларов. Но если вы донатили достаточно много, то силовики могут попросить вас задонатить в 10 раз больше в провластный фонд. В таком случае сумма получится очень большой.
На ОНТ рассказали, что Антона Федосенко заставили перечислить деньги в детский фонд больных с онкологией. Он заплатил 60 тысяч долларов, и это скорее исключение, так как обычно для беларусов такие суммы являются неподъемными. В этом случае «откуп» пошел на РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии.
Пропагандисты рассказали еще один пример, исходя из которого можно делать выводы. Кандидат технических наук, доцент и бывший проректор «Газ-Института» Александр Фиков, который донатил «Байсол» в криптовалюте, отправился в колонию. В итоге его срок так и не опубличили. Учитывая то, что криптовалюта стоит дорого, в этом случае мужчине не дали выплатить «компенсацию». По какому принципу силовики принимают решения, неизвестно.
Еще одному парню, который донатил беларусским инициативам, дали три года колонии. Но потом ему предложили откупиться. Тоже случайное действие — раз на раз не приходится. Он согласился и перечислил 1 31 биткоин на счета медучреждений Беларуси (один биткоин — 25 тысяч долларов).
Если вы донатили в фонды солидарности или организации, которые власти могут посчитать «экстремистскими», обязательно проверьте, сделали ли вы это безопасным способом. Волна задержаний из-за донатов усилилась после марафона «Нам не ўсё адно!» для поддержки политзаключенных и их семей. Во время него беларусы собрали 574 356 евро. В итоге на 60 человек, которые были причастны к организации марафона, завели уголовное дело. Сейчас же силовики пошли дальше и начали охоту на тех, кто участвовал в марафоне в качестве спонсора.