Опасные маньяки живут среди нас: ходят на работу и в магазины, стригутся в парикмахерской за углом, а в выходные гуляют с семьей в парке. Такие личности умело маскируются под вежливых и добропорядочных людей, которые с виду и мухи не обидят. Как можно распознать маньяка, а главное, почему они становятся жестокими и хладнокровными убийцами? Вместе с психиатром разбирается Рsychologies.
Кто такие маньяки: злые гении с асоциальными расстройствами или психически больные люди?
В отличие от заурядных убийц, совершающих преступления из-за денег или ревности, «чикатилы» намеренно убивают и насилуют своих жертв по заранее написанному кровавому сценарию. Они это делают не один раз, а совершают целую серию жестоких убийств с одинаковым почерком.
Нередко со стороны друзей и родственников маньяка звучит фраза: «Никогда бы не подумал…» Так и жена Чикатило долго удивлялась, что ее муж — серийный убийца. «Я его веником гоняла по квартире, а вы мне рассказываете, что он 80 человек убил», – говорила она.
Если маньяков ловят, то они умеют ловко изворачиваться. Кроме того, их практически всегда признают вменяемыми, несмотря на наличие психических расстройств. Что же это за особенность работы мозга: отчетливо все осознавать, уметь манипулировать, но в то же время иметь психическое расстройство личности?
Маньяки — люди, страдающие садистическим расстройством личности, говорит врач-психиатр Ольга Александровна Бухановская. У них также могут наблюдаться множественные расстройства сексуального предпочтения. Но все равно стержнем остается садизм. И это никакие не злые гении, а люди, которые имеют психические заболевания и ведут себя жестоко под воздействием болезни. У маньяков может быть нормальный интеллект, ведь психически больной человек не обязательно должен быть слабоумным.
Зависимость от жестокости
«Чтобы это понять, нужно представить алкоголика или наркомана», – продолжает психиатр. Они не умственно отсталые. Человеку с зависимостью трудно контролировать патологическую тягу к психоактивным веществам. Так и маньяки, они не могут не понимать и не осознавать, что их поведение неправильное и уголовно наказуемое, а также идет во вред окружающим и им самим. Они все равно охотятся, находят жертву и убивают.
Но с этим грузом тяжело жить, поэтому психика находит оправдания. Например, идею очистить общество от «грязных» женщин. Педофилы объясняют свои поступки заботой и любовью к детям. Александр Олимпиевич Бухановский назвал эту форму психологической защиты «легендизацией».
Маньяками рождаются или становятся?
Нельзя говорить об этом однозначно, отвечает психиатр. «Нужно рассматривать этот вопрос несколько шире. На возникновение агрессии и садизма в рамках психических расстройств мы смотрим с точки зрения биопсихосоциальной модели развития психических заболеваний: биологическая (особенности мозга), личностная предрасположенность и социальные факторы».
Как формируется личность будущего «Чикатило»?
Главное — это изменения в глубоких структурах головного мозга: атрофический процесс в лобных долях и височной области, объясняет Ольга Александровна. Происходит это по разным причинам. Например, во время патологических родов или сложной беременности с влиянием различных негативных факторов.
Немаловажную роль играет воспитание, а также проявление эмоционального, психологического и сексуального насилия в отношении ребенка. Помимо семьи, на формирование таких личностей влияет и общество сверстников.
Как становятся маньяками?
«Все начинается с импринтинга — крайне эмоционального события в жизни человека: сцены насилия, жестокости или смерти. Получается смесь ранее не переживаемых эмоций вместе с восторженностью, страхом, приподнятостью и ощущением власти. Такое сильно выраженное эмоциональное состояние запоминается и закрепляется в сознании у будущего маньяка. Оно может фиксироваться не только на эмоциональном уровне, но и на физиологическом: эрекцией или семяизвержением — приятными переживаниями полового возбуждения», – поясняет психиатр.
После импринтинга начинает развиваться болезнь: проявляется или просто садизм, или с какими-то дополнительными расстройствами сексуального предпочтения, и со временем эта болезнь только усиливается.
Образ жертвы
Далее начинается следующий этап развития болезни — интропсихический (внутри психики). Именно во время этого этапа и формируется представление о жертве с учетом того, кто нравится маньяку, к примеру, длинноволосые женщины на каблуках или в черных колготках, говорит Ольга Александровна. Образ жертвы постепенно закладывается в мозгах этих людей, и когда просто фантазии перестают приносить эмоциональное удовлетворение, возникает новый этап — переход к жертвам.
«Сама виновата»?
«Сама виновата», «Не нужно было провоцировать» и другие фразы периодически звучат в адрес людей, пострадавших от рук маньяка, которые и так испытывают стыд, страх и много других негативных эмоций. А кто-то просто не выжил в смертельной схватке с чудовищем.
«Нет, жертва ни в чем не виновата. На это влияет ситуация и отсутствие обучения, как себя вести с незнакомыми не только у детей, но и у взрослых. Необходимо понимать, какая есть опасность и как ее предупредить. Для этого нужны специальные навыки. Есть основные правила: не садиться в машину к незнакомому человеку, не заходить в лифт с неизвестным мужчиной, не ходить одной по ночам в безлюдном месте. Нужно делать все для своей безопасности и не подвергать себя риску», – говорит психиатр.
Как распознать маньяка?
По внешним признакам сложно определить маньяка, нужно обращать внимание на особенности поведения. Маньяком может быть личность, которая постоянно пытается кого-то унизить, подавить, получая при этом наслаждение. Тревожный звонок — если подросток целенаправленно издевается над животными.
Еще нужно обращать внимание, если мужья (партнеры) предлагают женам (партнершам) садомазохистские взаимоотношения с целью унизить их, оскорбить, побить, связать. Но это не значит, что перед вами точно маньяк. Проблема возникает тогда, когда физиологическая нормальная сексуальность замещается вот такой — патологической.
Еще один тревожный звоночек — если у мужчины в компьютере, телефоне есть фотографии или видео с детской порнографией.
Если мужчина не может без дополнительной стимуляции в виде подобного отклоняющегося от нормы сексуального поведения испытать оргазм и у него не возникает эрекция — это показатель того, что формируется расстройство сексуального предпочтения.
Маньяки могут быть внешне обаятельными и привлекательными. Но потом, когда формируется болезнь, они постепенно меняются и личностно. Становятся направленными в основном на себя. Физиологическая и партнерская сексуальность замещается мастурбационным процессом. Их интересы сужаются, и они становятся более примитивными в социальном плане».
При любых подобных отклонениях, описанных в статье, нужно как можно раньше обращаться к врачам-психиатрам. Выявление на ранних стадиях таких патологий может сохранить жизнь потенциальным жертвам маньяков.