До Рождества и Нового Года остается больше месяца, но наверняка многие уже составляют чек-лист: где праздновать, какую брать елочку, что на стол, а подарки?.. Всегда ли так было? Как праздновала Рождество беларусская шляхта? А магнаты? Какие подарки дарили? Рассказывает budzma.

В традиционной, деревенской культуре Рождество было не столько индивидуально-семейным праздником, сколько коллективным. Крестьянская община праздновала окончание календарного года и настраивалась на новый. Рождество было глубоко ритуальным временем, полным обязанностей, правил и предписаний.

Состоятельное сословие перенимало европейские традиции празднования. Это уже был семейный праздник с меньшей ритуальной нагрузкой. Не удивительно — шляхта не только следила за европейской модой, но и много путешествовала, ездила к родственникам по всему миру.

Магнатский род Радзивиллов в Несвиже праздновал Рождество с большим размахом: устраивали праздничные игры и охоту. Согласно архивным источникам, в XVIII веке, во времена знаменитого Пане Коханку, и даже во времена Рыбанькі, в тех охотах принимало участие до трех тысяч человек.

В Большом зале Несвижского замка ставили елку и приглашали на нее детей, включая и детей бедняков. Радзивиллы на свои деньги покупали различные подарки для крестьянских детей, а потом катали их на санях по парку.

По воспоминаниям старожилов Несвижа, которые приводит «Радыё Свабода», Рождество Радзивилловской эпохи было одним из самых ярких тогдашних праздников:

«Вось у маёй сяброўкі бацька Кірко. Ён памёр, пражыў 93 гады. Дык вось ён служыў у князя Радзівіла. Расказваў, як мы былі малымі, што яны дапамагалі бедным. На сьвяты ўсё давалі. І былі вельмі добрыя людзі. Яны ўсе гэтыя сьвяты вельмі добра сьвяткавалі. У іх гэта было законам. Мы таксама некалі бегалі, пераапраналіся ў казла, кажух выварочвалі налева, рогі рабілі, віншавалі людзей».

Исследователи отмечают, что изюминкой шляхетских празднований был кулиг, или «карнавал». Сначала так называлась традиция катания на санях, запряженных лошадьми, потом эта забава превратилась в рождественские визиты.

Вот что пишет Адам Мальдис: «Самі ж, як хто мог, кіраваліся да бліжэйшага суседа, які ані прасіў іх, ані папярэджваўся (бо мог скрыцца ці з’ехаць з хаты). Там, застаўшы яго знячэўку, загадвалі даваць ім есці, піць, коням і людзям, без ніякай цырымоніі — як салдаты ў час збору падаткаў. Да таго часу ў яго дэбашырылі, пакуль не апаражнілі ў яго склеп, камору, свіран. Калі ж ужо выелі і выпілі ўсё, што было, бралі таго небараку з сабой з цэлай яго сям’ёй і цягнуліся да іншага суседа».

Дом дробнай шляхты

Магнаты же использовали праздники, чтобы подчеркнуть свое могущество. Например, в 1761 г. князь Кароль Станислав Радзивилл (Пане Коханку) организовал для всего трибунала ВКЛ Минской каденции празднования в Мирском замке. Гостей встречали залпами из пушек и продолжительным ужином, потом была охота, танцы, сочельник и служба в костеле, а потом омут из обедов и танцев, который тянулся вплоть до праздника Трех Королей (до 6 января).

Есть и такая запись, что на Рождество 1780 года из Риги в Несвиж было доставлено 1500 бутылок шампанского, 300 рейнского вина, 200 бургундского, 100 ораков, три бочки английского пива, 1000 фунтов восковых свечей, 10 бочек пороха для фейерверков, 15 бочек свежих и маринованных устриц, центнеры перца, имбиря, кореньев, мешки изюма и лимонов, 800 фунтов кофе…

Слуцкие пояса, пистолеты, иконы. Что дарили на Рождество?

Обычай дарить подарки на Рождество в нашей традиции сравнительно молодой. Как и украшение елки. Вероятно, этот обычай появился только в 30-е годы ХХ века. Есть версия, что в Российскую империю его принесла прусская принцесса Шарлотта (Александра Федоровна), жена императора Николая I — ведь так делали ее родители.

Под конец XVIII и в начале XIX века подарки детям вручала преимущественно шляхта. В деревнях — редко, и то дети получали главным образом фрукты, пряники, орехи, сладости и символическую мелочь.

В качестве подарка могло быть что угодно. Чаще всего-что-то утилитарно-полезное (деньги, ткань, продовольственные запасы), но и не только.

Шляхта дарила, к примеру, оружие, слуцкие пояса, книги, одежду (но не надо забывать о том, сколько это могло стоить!), лошадей, украшения, табакерки, часы, ковры и тому подобное.

Как пишет Адам Мальдис, дарили и деньги: «Ахоцкі “ад каханкі падкаморыны дастаў на “незабудзь” прыгожы пярсцёнак брыльянтавы і два скруткі па сто дукатаў”. “Паэт сэрца” Карпінскі ўзяў ад прыхільніцы свайго таленту пяць тысяч злотых».

Владимир Короткевич в «Каласах пад сярпом тваім» рассказывает о приезде графини Надежды, которая хвалилась своим слугам: «Саслужывец мужа-нябожчыка прывёз падарунак. Вымяняў аж у Турэччыне, калі хлот туды хадзіў…» 

Адам Мицкевич также среди подарков вспоминает оружие (тесак, ружье), гданьскую водку, религиозные предметы.

Ранее

Блогеров заставят отчитываться за рекламу в интернете, иначе грозит штраф

Далее

Президент Казахстана раскритиковал Лукашенко

Читайте далее