2023 год запомнится нам, среди прочего, тем, как медленно, но верно вбивался клин между литовцами и беларусами. Нам отказывают в визах, не выдают литовский ВНЖ на три года, а «литвинизм» уже стал ругательным словом. Откуда взялся холодок в отношениях, кто виноват и есть ли у литовцев поводы для беспокойства? Разбираемся в материале.

Словом разжигались войны и революции, и сегодняшний литовско-беларусский конфликт, зародившийся в соцсетях, не исключение. Называя ситуацию конфликтом, нельзя сказать, что это преувеличение. Такой вывод можно сделать хотя бы исходя из результатов свежего исследования, проведенного Международной организацией миграции. Литовцы оценивают беларусов, проживающих в их стране, хуже, чем украинцев и выходцев из Центральной Азии. Тенденция наметилась после начала войны в Украине, в которой Лукашенко поддержал Путина, — эту теорию поддерживают социологи, в том числе беларусские. Доверие подорвал и миграционный кризис, организованный Лукашенко у границ с ЕС, и размещение в Беларуси группировки ЧВК «Вагнера». С тех пор в соцсетях методично всплывают вбросы, нацеленные на то, чтобы посеять еще больше семян раздора — интернет благодатная почва для распространения фейков и провокаций.  

Одним из последних стала петиция, опубликованная якобы от лица клуба «Лiцвiны». Авторы петиции собирают подписи за то, чтобы признать Вильнюс беларусским городом:

«Вільня — беларускі горад!

Мы ніжэйпадпісаныя вольныя беларусы Літвы! Мы Літвіны па крыві! Спрадвеку пражывалі на землях ад Балтыйскага да Чорнага мора. Жадаем нагадаць, што гістарычна Вільня з’яўляецца часткай беларускай тэрыторыі. Прызнанне Вільні часткай Новай Беларусі будзе выказваннем павагі да гістарычных каранёў і нацыянальнай ідэнтычнасці.

Мы звяртаемся да ўрада Літвы ў асобе Прэзідэнта, прэм’ер-міністра і іншых датычных службовых асоб краіны. Мы патрабуем аднавіць гістарычную справядлівасць і прызнаць анексаваны раней у Беларусі горад Вільню часткай беларускай гісторыі. Мы не патрабуем сэцэсіі Вільні, мы патрабуем ад дзейнага ўраду Літвы афіцыйнай заявы і прызнаньня Вільні спрадвечна беларускім горадам».

Петиция далеко не продвинулась и на момент публикации этого текста набрала 101 подпись. Клуб «Лiцвiны» уже опроверг свою причастность к ней в своем телеграм-канале: «Мы заклікаем вас ігнараваць змест дадзенага паста і не распаўсюджваць яго далей. Наш клуб ужо прымае патрэбныя меры для знішчэння гэтага непаразумення і папярэджання падобных інцыдэнтаў у будучыні. Той, хто робіць такія ўкіды, павінен сесьці ў турму».

Эксперты уверены, что все вбросы, опубликованные в соцсетях, — слаженная работа российских и беларусских спецслужб. Например, агентурной провокацией признали видео, в котором мужчины, переодетые беларусскими добровольцами, угрожают литовцам и требуют от властей страны «прекратить давление на беларусских активистов».

В Литве считают, что распространенное в соцсетях видео — информационная атака беларусских и российских спецслужб. В Департаменте госбезопасности страны, который проводит расследование инцидента, пришли к выводу, что цель видео — вызвать недоверие между противниками режима Александра Лукашенко и сблизить их с его сторонниками. В свою очередь председатель Комитета национальной безопасности и обороны Сейма Литвы Лауринас Кащюнас полагает, что провокация спланирована КГБ или ФСБ с целью настроить литовцев против беларусов. 

Что касается распространения идеологии литвинизма, которая также активно обсуждается в литовском правительстве, это тоже дело рук пособников режима Лукашенко. 

Литвинизм — это историческая теория, по которой Великое княжество Литовское является исключительно (или почти исключительно) беларусским государством, а литвины — жители этой страны — не равны современным литовцам (и фактически тождественны современным беларусам).

Напомним, тема стала актуальной после публикации в литовских медиа скандала с беларусом, который доказывал литовским военным, что «Вильнюс — беларусский город», а «литвины — беларусы». Светлане Тихановской даже пришлось прокомментировать конфликт офицера запаса Дарюса Антанайтиса и беларуса-провокатора. Лидер демократических сил еще раз поблагодарила Литву за убежище, которое она представила и ей, и множеству тысяч беларусов: «Не беларусы угрожают Литве, а режим и его пособники. И наша совместная задача — их остановить. Те беларусы, которые приехали в Литву — больше всего на свете хотят вернуться домой. Мы ценим гостеприимство Литвы, но мы тут только временно»

Президент Литвы Гитанас Науседа и Светлана Тихановская, фото: пресс-служба Тихановской

Тихановская уверена, что режим и дальше будет действовать через шпионов и провокаторов: «Подобные антилитовские высказывания — маргинальны для беларусского общества. Я хочу подчеркнуть нашу общую позицию: литовская территория и государство принадлежат народу Литвы и больше никому. Границы нерушимы, кто говорит иначе — тот провокатор, тот на стороне агрессора. Беларусы не имеют и никогда не будут иметь никаких территориальных претензий к своим соседям. Для нас величие народа — в уважении, которым он пользуется в мире, а в первую очередь — со стороны соседей», – говорится в ее сообщении.

В начале ноября эта тема вновь вспыхнула в литовском медиаполе: поводом послужило высказывание историка Тимофея Акудовича о том, что для беларусов важна концепция того, что Вильня наша. Мол, это важная часть беларусского нарратива, и было бы здорово, чтобы беларусы захотели попасть в вильнюсские муниципалитеты. 

Слова историка возмутили литовских политиков. «Не хотели бы беларусы сначала захватить Минский муниципалитет, прежде чем взять Вильнюсский муниципалитет? И в то же время, может быть, вернуть себе свою страну?» отреагировал на заявление Акудовича депутат литовского парламента Аурелиус Верига.

«И шутить на эту тему можно только в весьма относительном смысле, ведь в Литву прибыло уже около 60 тысяч граждан Беларуси. Они якобы бегут от режима. Однако, когда смотришь на роскошные автомобили с беларусскими номерами, становится очень интересно, можно ли было их приобрести без помощи и благословения режима? И кто они? Разве это не дремлющая сила, которую можно мобилизовать для антигосударственной деятельности, когда наступит подходящий момент?» – написал депутат.

Верига — не единственный, кто видит в беларусах угрозу национальной безопасности. В 2023 году 600 граждан Беларуси не впустили в Литву из-за угрозы нацбезопасности. В то время как отказ по той же причине получили только 527 россиян. Кроме того, у 411 граждан нашей страны был аннулирован вид на жительство, а 562 человека получили отказ в выдаче временного ВНЖ. Одной из тех, кому отказали в предоставлении убежища, стала активистка и правозащитница Ольга Карач. Власти Литвы объявили женщину угрозой национальной безопасности из-за ее интервью с Жириновским и участия в конференциях в России.

«Угроза литвинизма» становится выгодной картой в руках режима. Пропагандистские государственные медиа и телеграм-каналы ведут активную работу по дискредитации политэмигрантов, пытаясь раскручивать случаи неосторожных высказываний активистов диаспоры, чтобы настроить литовские власти против бежавших от репрессий беларусов. Уверены, мы столкнемся еще не с одной провокацией со стороны спецслужб, а Офису Тихановской и другим представителям демсил придется еще не раз проводить черту между беларусами и режимом. Однако хочется верить, что подавляющее число литовцев услышало нашу позицию: границы стран нерушимы, кто говорит иначе — тот провокатор.

Фото: J. Stacevičiaus/LRT nuotr.

Ранее

Премия правозащитного сообщества: номинанты и скандал с «Палітвязынкай»

Далее

Кинофестиваль «Паўночнае ззянне» выбрал победителей 2023 года 

Читайте далее