Беларусские демократические силы обсуждают возможности освобождения политзаключенных с США, это важный партнер, ведь Соединенные Штаты имеют большой опыт освобождения людей в разных странах. Можно ли освободить беларусских политзаключенных?

Беларусские демократические силы предлагают США создать совместную рабочую группу по вопросу освобождения политзаключенных, такая инициатива была озвучена в рамках стратегического диалога между США и беларусскими демсилами. Однако создание группы не означает возможность переговоров оппозиции с режимом Лукашенко.

«Безусловно, мы осознаем реальность и нынешние правила игры. Представители демократических сил, тем более политических структур, не являются субъектами для Лукашенко и тех, кто принимает такие решения в Беларуси. Речь скорее идет о выработке стратегии, шагов, поиске партнеров, поиске третьих стран, которые готовы будут выступить посредниками. Но уж точно нас не будет в рамках контакта, диалога, каких-то переговоров, связанных уже непосредственно с Минском», – пояснила представительница Объединенного переходного кабинета по социальной политике Ольга Горбунова.

Жесткая позиция — снятие санкций только в ответ на освобождение политзаключенных, блокирует и делает невозможным вариант проведения гуманитарных переговоров, считает Горбунова.

«Думаю, что задачей этой рабочей группы будет проанализировать, что делалось последние три года, сделать выводы и искать гибкие подходы, которые позволят сделать эффективные шаги, а не отсрочивать решение этого вопроса еще на три года», – заявила она.

Американские партнеры знают о количестве политзаключенных и об условиях их содержания. И США не смягчат санкции в отношении Минска, пока не будут освобождены все политзаключенные, заявил пресс-секретарь Госдепартамента США Мэтью Миллер на брифинге в Вашингтоне.

Как можно освободить политзаключенных?

На днях в Варшаве прошли слушания Координационного совета по вопросу освобождения, помощи и реабилитации политзаключенных. В рамках мероприятия демсилы озвучили разные позиции и подходы к этому важному вопросу. Подробнее читайте в нашем репортаже.

Наращивание давления на режим Лукашенко — первое, что делается сегодня, говорит представитель ОПК Валерий Ковалевский. Давление на режим имеет разные формы: политическое непризнание, дипломатическая изоляция, экономические санкции, индивидуальные санкции против режима Лукашенко и тд.

«Мы понимаем, что эта тактика работает сегодня не в полной степени, не так, как нам хотелось бы. Мы отдаем себе отчет в том, что санкции, которые введены против Лукашенко, которые являются одним из наиболее ощутимых инструментов, они вводятся не нами, а другими государствами», – говорит Ковалевский.

Нет какой-то панацеи от всех бед, в том числе и санкций — это всего лишь одно из средств для освобождения политзаключенных, говорит представительница Объединения родственников и бывших политзаключенных Светлана Мацкевич. Если мы рассматриваем санкции в контексте, например, стратегии переговоров, то тогда к ним должен быть гибкий и дифференцированный подход.

«То есть если режим запрашивает, например, снижение или ликвидацию каких-либо санкций, то тогда встает такая задача: рассматривать определенного рода санкции и искать инструменты и способы, чтобы удовлетворить это требование или не удовлетворить, или изменить повод, по которым они вводились. Потому что, на мой взгляд, в контексте освобождения политзаключенных утверждение о том, что санкции вводились по одному поводу и поэтому мы не можем их использовать — оно уже не совсем корректно», – говорит Мацкевич.

 Дипломатическое направление очень важно в этой ситуации — это направление объединяет и политический трек, и гуманитарный. Но можно действовать независимо от политического движения, например, отдельная линия — «гуманитарные миссии», которые работают и функционируют независимо от политической ситуации. Это, в частности, демонстрируется в условиях войны в Украине, в Израиле.

«Обмен военнопленными и отработка этого обмена — это не совсем политический аспект. Это не переговоры, например, о передаче власти. Это совершенно другой тип обмена — гуманитарная миссия», – считает Мацкевич.

Ранее

Родина зовет, но есть нюанс: как комиссия по возвращению обманывает беларусов 

Далее

Снегопады и гололедица: прогноз погоды

Читайте далее