Более половины беларусов выступают за немедленное прекращение войны и мирные переговоры, об этом свидетельствует доклад Центра новых идей из серии «Belarus Narratives». Авторы исследования рассказали, как изменилось отношение беларусов к войне и как на результаты исследования влияет фактор страха.

Фото обложки: Reuters

Беларусы не сильно изменили свое отношение к России и Украине

Беларусы практически не изменили свое отношение к военным действиям, свидетельствуют результаты исследования. К примеру, если в июне 2022 года действия российской армии поддерживало 33%, то в ноябре 2023 года – 36%. При этом беларусы разных взглядов едины во мнении, что беларусская армия не должна участвовать в российско-украинской войне, отмечает один из авторов исследования, социолог Константин Нестерович.

При этом 58% беларусских горожан выступают за немедленное прекращение войны и мирные переговоры. Даже сторонники войны, которые составляют треть общества, не желают, чтобы Беларусь в ней участвовала.

«Фактически в беларусском обществе сформирован антивоенный консенсус, опирающийся на страх распространения военных действий на территорию Беларуси, а также на желание скорейшего завершения конфликта», — говорят авторы исследования.

Три портрета беларусов: сторонники войны, противники и нейтралы 

В результате исследования авторы опроса выделили три портрета беларусов: люди, которые поддерживают военные действия России в Украине, люди, которые не имеют мнения, и люди, которые против военных действий России в Украине.

Портрет сторонника военных действий России против Украины — это мужчина из регионов старшего возраста (более 55 лет), чаще всего со средним образованием.

Портрет противника военных действий России — человек среднего и молодого возраста, который проживает в Минске и имеет высшее образование.

В число тех, кто не имеет собственного мнения, исследователи отнесли людей, занимающих нейтральную позицию или затрудняющихся ответить на вопросы. Портрет «нейтрала» — женщина младшего или среднего возраста, которая проживает в регионах и имеет среднее образование.

«Подавляющее большинство из них это женщины, что, исходя из анализа результатов глубинных интервью, может быть объяснено тем, что женщины в целом меньше принимают насилие, поэтому они не могут поддержать ни одну из сторон. Они в целом меньше интересуются контентом о политике и войне, поэтому меньше подвержены воздействию пропаганды, и чаще выбирают “Затрудняюсь ответить”. Также это люди более младшего возраста. Грубо говоря, это люди, которые еще только окончили школу и не получили свое основное образование», — поясняет Константин Нестерович.

Как фактор страха влияет на исследования?

Результаты опросов на военную и политическую тематику подвержены влиянию фактора страха, говорят авторы исследования. Об этом свидетельствуют ложные ответы респондентов в ходе опроса и прерывание анкетирования в некоторых моментах.

«Недопредставлены мнения скорее нейтральных сегментов, чем продемократического ядра», — добавляют авторы исследования.

Согласно анализу глубинных интервью, не все темы, связанные с политикой, воспринимаются респондентами как равнозначно опасные, говорит автор исследования Елизавета Ковтяк. А люди с более выраженной политической позицией — будь то сторонники режима или его оппоненты — более склонны отвечать честно​.

«Вопросы, касающиеся внутренней политики Беларуси и доверия к государственным институтам, часто вызывают напряжение. Самой проблемной темой для опросов являются выборы 2020 года и протесты. Тема войны России менее сенситивна, но тем не менее некоторые люди боятся выражать свое мнение по этому вопросу, так как это может привести к конфликтам с другими людьми», — отмечает Елизавета.

Согласно анализу, недопредставленность проукраинских ответов может составлять от 3 до 16%.

Ранее

Новости регионов: лихорадка в Могилёве и сосульки-убийцы

Далее

Готовимся к похолоданию: прогноз погоды

Читайте далее