Рассказываем о нововведениях в налоговый кодекс. Для каких категорий предпринимателей осталась упрощенная налоговая система. Как нововведения отразятся на предпринимателях и как это затронет потребителей.
Как известно, с 1 января начал действовать новый Налоговый кодекс, который вводит ограничения для применения УСН (упрощенной налоговой системы) в отношении индивидуальных предпринимателей.
Исключением, для кого «упрощенка» останется, являются предприниматели, которые оказывают услуги в сфере туристической деятельности, а также сфере здравоохранения, сухопутного транспорта, деятельности в области компьютерного программирования и оказание услуг по общественному питанию. Стоит отметить, что с 2023 года УСН будет отменен для всех.
Малый бизнес на грани выживания
Развитие малого и среднего бизнеса дает возможность сформировать новые рабочие места, развить самозанятость населения, а также развивает предпринимательскую среду, которая может быть большим вкладом в экономику. Однако из-за принятых изменений частный бизнес будет вынужден повышать стоимость своих услуг, а то и вовсе уйти с рынка.
Новая система налогообложения — это никак иначе, как месть среднему классу. Лукашенко в 2020 году заявлял, что в протестах участвуют «буржуйчики». А летом 2021 года он назвал институт ИП «колоссальным офшором».
Для малого бизнеса, новый кодекс — это абсолютно убийственная налоговая нагрузка. Важно подчеркнуть, что у малого бизнеса нет больших финансов, люди самозанятые и создают финансовое благосостояние для самих себя, государство их не обеспечивает, а лишь усложняет их деятельность. Именно малый и средний бизнес формируют средний класс, что больше всего и раздражает власть.
«Убийство» малого бизнеса затронет не только самих предпринимателей, но и других людей. Ведь именно ИП создают комфортную среду в городах. Изменения коснутся людей, к услугам которых мы часто прибегаем – это и владельцы малых кафе, СТО, магазинов и киосков, а также мастера маникюра, фотографы, барберы и другие. Это именно те люди, которые делают нашу жизнь комфортнее. А наличие большого количества ИП позволяет нам подобрать для себя оптимальное качество и месторасположение услуг.
По информации Белстата, в 2021 году новых ИП было зарегистрировано 29 070, а ликвидировано – 27 094. Если сравнивать с 2020 годом, количество новых индивидуальных предпринимателей сократилось на 6%, а число ликвидировавшихся заметно выросло на 11,4%. Частников стало больше, в том числе из-за отсутствия работы, особенно это коснулось регионов, где рынок вакансий очень мал, а проблема занятости стоит остро.
Самые высокие темпы закрытия бизнеса наблюдались в столице. В 2021 году в Минске прекратили деятельность 8246 ИП – это на 61,6% больше по сравнению с 2020 годом. Самый низкий прирост был в сфере IT и связи – плюс 3,7%. Это связано с большим количеством закрытий ИП в этой сфере.
Многие «частники» были вынуждены просто-напросто закрыть ИП не только по причине финансовой несостоятельности, но и, например, релокейта. Немаловажной причиной закрытия были проверки налоговыми службами, поиск различного рода нарушений, а также заявленные нововведения в Налоговый кодекс. Так как повышать цены не представлялось возможным из-за неплатежеспособности населения, а оставление цен на прежнем уровне нецелесообразным.
Агротуризм — всё?
Изменения в новом налоговом кодексе затронули также владельцев агроусадеб. Если еще год назад те, кто занят в сфере агроэкотуризма платили налог в размере двух базовых (58 рублей), то с февраля им придется платить ежемесячный сбор в размере 31 рубля. За год отчисления составят – 372 рубля. В условиях закрытых границ и отсутствия туризма — это нововведение очень болезненное. Поднятый в 6 раз налог, может сильно отразиться на бизнесе, по той причине, что не все владельцы агроусадеб оправились от кризиса, вызванного пандемией. Для владельцев агроусадеб, которые имеют большой оборот – эта сумма может быть незначительной. Но для большинства это кардинальные изменения, которые ударят по карману.
Уровень взаимодействия государства с бизнесом приближается к нулю. Вместо совместной деятельности, которая могла бы быть направлена на развитие социально-экономической системы, власти создают невыносимые условия работы для бизнеса.
Следует учитывать, что в случае повышения цен индивидуальных предпринимателей на свои услуги, фактический спрос на них может упасть в разы. В случае закрытия многих частников уйдет конкуренция, а вследствие этого качество услуг не только ухудшится, но и возрастет в цене. А возможное исчезновение с рынка многих субъектов малого бизнеса грозит безработицей и ростом трудовой эмиграции. Таким образом, нововведения в Налоговый кодекс лишь приближают нас к цели Лукашенко, которую он озвучил еще в 1995 году: «Через несколько лет я пожму руку последнему предпринимателю».