В санкционных списках находятся 183 человека и 26 организаций. Цифры говорят о том, что экономика продолжает падать, депутаты жалуются на потери миллионов долларов. А Лукашенко все еще уверен, что цель санкций — не спасение беларусов от режима, а захват страны.

Вспоминаем о пятом пакете санкций

Евросоюз не дал Лукашенко использовать мигрантов на границе с Польшей, Литвой и Латвией, как инструмент дестабилизации политической ситуации. Однако после многочисленных попыток режима сделать это, Евросоюз ввел пятый пакет санкций. После него санкционный список пополнился авиакомпаниями, турфирмами и чиновниками, причастными к незаконной перевозке мигрантов.

Таким образом, в списке сейчас находятся 183 человека и 26 организаций Беларуси. В их числе такие крупные компании, как «Трасавиаэкспорт», «Славкалий», «Белтехэкспорт»,  «Гродно Азот», «Белавиа» и «Белоруснефть».

Как санкции влияют на Беларусь?

Пока пропагандисты режима говорят о том, что санкции против Беларуси не работают, цифры говорят об обратном. Представитель офиса Светланы Тихановской Алесь Алехнович описал экономику страны после санкций. По его словам, более четверти товаров экспорта из Беларуси ушло в страны, которые наложили санкции на режим (этих стран около 40). В Россию же ушел 41% товаров.

Это значит, что санкции работают. Особенно ситуация изменилась после посадки самолета Raynair в Минске и миграционного кризиса. Теперь ничего не пройдет бесследно для целых секторов белорусской экономики. Например, США запретили импорт беларусских калийных удобрений, что составляет 63% всего экспорта Беларуси в штаты. Та же ситуация с Литвой, она прекратила транзит «Беларуськалия», и с Эстонией, которая сделала то же самое с беларусскими нефтепродуктами.

После такого остается лишь гадать, какой кредит Лукашенко попросит у Путина в следующий раз.

Alexander Zenkovich

Как страдают беларусы?

Из очевидного — с прилавков пропадают европейские продукты хорошего качества. И вместо хороших итальянских сыров появляется, например, не очень симпатичная российская «Буренка» в обертке, отдаленно напоминающей дизайн итальянской.

Инфляция съедает и будет съедать зарплаты и пенсии, и беларусы, кажется, скоро должны привыкнуть к тому, что денег в стране становится все меньше и меньше.

В конце концов, ВВП страны с режимом точно не вырастет. По информации Центра экономических исследований BEROC, особенно травматичными будут британские санкции, так как большая часть беларусского экспорта проходит через компании, находящиеся в Британии. Это важный транзитный хаб. Если он закроется, санкции убьют около 5% всего экспорта, что приведет к примерно такому же сокращению ВВП. А вместе с уровнем ВПП падает и уровень жизни населения.

Причем представители Евросоюза не раз отмечали, что цель санкций — не вред для беларусов, а влияние на политику режима, прекращение репрессий и поддержка гражданского общества. Положение граждан делает хуже только сам нелегитимный президент. И беларусы понимают это. Посол Евросоюза в Беларуси рассказал о письмах, которые присылают ему беларусы. Многие требуют ужесточить санкции ради улучшения ситуации в стране и пишут: «Мы можем потерпеть». 

Как извивается режим?

Казалось бы, что нужно делать, когда после санкций в стране портится экономика и люди начинают жить хуже? У режима свой особый путь: вводить контрсанкции, которые запрещают ввозить в страну качественную европейскую продукцию.

Во всей этой истории с санкциями нелегитимная власть с заявлениями ее «официальных» лиц напоминает обиженного мальчика, который кричит о том, что никто ему не нужен,  он сам со всем справится. Что-то из золотой коллекции плохо подобранных выражений вроде «подавитесь ими» (о санкциях) и «стоять на коленях мы не будем».

Лукашенко все еще думает, что Запад вводит санкции только из-за того, что собирается захватить Беларусь. По крайней мере, так он заявляет.

«Предложен алгоритм: санкции — мятеж — военное вторжение. При этом изобрели модный термин — «умные санкции». Так Запад нащупывает болевые точки нашей экономики. Наша оценка: санкции — это инквизиция нашего времени. И такая позиция закреплена в решении Верховного суда, мы из нее исходим».

Естественно, подчиненные диктатора поддерживают видимость того, что ничего страшного с экономикой не происходит.

Alexander Zenkovich

Премьер-министр Головченко уверен, что после санкций Беларусь получит «новый заряд бодрости». Сенатор Анна Смоляк вообще считает, что санкции против белорусских предприятий вводят только из-за того, что их трудно победить в честной борьбе на европейском рынке. Гайдукевич, в отношении которого ввели санкции, уверен, что раз Беларусь победила в Великой Отечественной войне, то и санкции тоже победит.

А на финал можно оставить депутата Игоря Марзалюка, который заявляет, что эффекта от санкций ноль. К слову, в то же время заместитель премьер-министра Сивак жалуется на ежемесячные потери в авиационной отрасли в размере 10 млн долларов в месяц. 

Новый пакет санкций

О подготовке шестого пакета санкций 3 февраля заявила премьер-министр Эстонии Кая Каллас. Ранее она упрекала Беларусь в том, что транзит «выглядит плохо», а Беларуси были предъявлены «серьезные упреки». Так что теперь у режима Лукашенко  нет права на транзит нефтепродуктов и угольных масел через территорию Эстонии. По словам Каллас, цель таких санкций — оказать воздействие на беларусский режим и косвенно на Россию. Полноценный же пакет санкций против Беларуси планируется на весеннее время.

О реальном ущербе санкций

Экономист и публицист Лев Марголин считает, что делать конкретные выводы относительно пользы санкций рано:

«Говорить о реальном ущербе пока не приходится. Пакетов, действительно, пять, но большинство санкций вступило в силу только после Нового года, так что какие-то данные будут только по итогам первого квартала. Да и то, следует ожидать, что беларусская статистика большинство данных засекретит. Так что можно будет делать лишь косвенные выводы, исходя, например, из объемов ВВП, внешнеторгового оборота, состояния золотовалютных резервов. Часть санкций носит персональный характер и на ситуацию в экономике вообще не влияет.

Вообще, если вести речь о европейских санкциях, то их все можно было бы оформить одним пакетом. Дробление на мелкие порции свидетельствует только о том, что в Европе, как уже много лет подряд, все еще надеются, что им удастся перевоспитать Лукашенко. Вполне возможно, если бы непризнанный президент сам себе не портил ситуацию (посадкой самолета, миграционным кризисом и т.д.), на Западе уже осторожно говорили бы о том, что санкции не работают, и что их нужно постепенно отменять.

Американские санкции гораздо серьезнее, но их результаты тоже будут видны позже и во многом будут зависеть от применения или неприменения так называемых вторичных санкций, т.е. санкций к тем, кто пытается обойти принятые экономические меры давления».

Обложка — vitali-harmash-unsplash

Ранее

Заводы пытаются обойти санкции

Далее

“Не быть животными на заклании”. Интервью с анархистом

Читайте далее